Банки и терминалы подключатся к проекту по моментальной оплате налогов и штрафов - газета
29 июля 2010 года

Федеральное казначейство готово вслед за операторами сотовой связи привлечь банки и платежные терминалы к участию в проекте по модернизации уплаты гражданами налогов и штрафов, в дальнейшем объем рынка будет расти за счет подключения к проекту всех ведомств, которые принимают те или иные платежи от населения, пишет в четверг газета "Коммерсант" со ссылкой на заместителя руководителя Федерального казначейства Алексея Попова.

"Сейчас мы ведем переговоры о совместных пилотных проектах с рядом банков, в том числе со Сбербанком, "Уралсибом", "Ак Барсом", ВТБ 24 и другими игроками", - сообщил он изданию. Из небанковских агентов стратегический интерес в качестве партнеров для Федерального казначейства кроме операторов сотовой связи представляют также платежные терминалы. Переговоры о совместном пилотном проекте ведутся, в частности, с платежным сервисом QIWI, отметил Попов.

Таким образом, делает вывод газета, многомиллиардный рынок платежей граждан в бюджет (по данным Федеральной налоговой службы, только сборы налога на доходы физических лиц за 2009 год составили 1,66 триллиона рублей, штрафы ГИБДД оцениваются в 13,5 миллиарда рублей в год) обещает быть высококонкурентным. Суть проекта по модернизации способов уплаты платежей в бюджет - максимально обеспечить граждан информацией о размере задолженности и предоставить им широкую возможность по дистанционной уплате, то есть фактически в создании системы моментальной уплаты бюджетных платежей и улучшении их собираемости.

"В рамках нашего пилотного проекта с Федеральным казначейством клиент сможет с помощью интернета или мобильного банкинга в режиме онлайн узнать размер своей задолженности по налогам, сборам, штрафам и пошлинам перед бюджетом и оплатить ее, - пояснил "Коммерсанту" старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский, подтвердив заинтересованность Сбербанка в участии в совместном проекте с казначейством. - Это будет возможно благодаря использованию биллинговой системы, позволяющей в автоматическом режиме выставлять клиентам счета по платежам в бюджет".

Газета отмечает, что такую же биллинговую систему будут использовать сотовые операторы, терминалы и другие участники проекта. Сейчас граждане могут оплатить бюджетные платежи в банках (через отделения и дистанционно), через сотовых операторов и через терминалы, но лишь в случае, если точно знают, куда и сколько им нужно платить (например, из выписанной госорганами квитанции).

Как сообщил Попов "Коммерсанту", "пилот" со Сбербанком может быть запущен уже в октябре этого года и станет одним из первых. Предположительно в этот срок проект будет запущен и "Уралсибом". В ВТБ 24 "Коммерсанту" сообщили, что вопрос сотрудничества с казначейством по уплате налогов и штрафов "находится в стадии проработки". В пресс-службе "Ак Барса" указали, что ведут "предварительные переговоры" с Федеральным казначейством.

"Со стороны казначейства уже выражен интерес к нашей совместной работе, и мы готовимся к проведению интеграции IT-систем", - сообщила газета пиар-директор QIWI Александра Высочкина. "Федеральное казначейство ведет переговоры и с другими крупными банками, в частности, Альфа-банк тоже анализирует это предложение, но пока не ясно, будем ли мы участвовать в этом проекте", - сказал изданию начальник управления развития каналов самообслуживания Альфа-банка Владимир Урбанский.

Прямая финансовая выгода от участия в таком проекте не очевидна для участников рынка. "По законодательству услуги по зачислению, например, налогов должны быть бесплатными, - продолжает Урбанский. - Так что в целом, ориентируясь на букву закона, деньги на таких проектах заработать сложно". Выгода будет косвенной, приводит издание мнение участников рынка. "Мы рассчитываем не столько на финансовый эффект от новой услуги, сколько на повышение лояльности клиентов и, как следствие, увеличение возможностей Сбербанка по предложению им иных банковских услуг", - пояснил "Коммерсанут" Орловский. Такого же мнения придерживается зампред правления "Уралсиба" Илья Филатов. "Эффект будет. Новая услуга абсолютно однозначно окажется востребованной - такой способ оплаты платежей в бюджет для очень многих гораздо удобнее, чем традиционные способы оплаты", - говорит замдиректора департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Юлия Деменюк.

Какие именно поставщики новой услуги - банки, сотовые операторы, платежные терминалы, другие компании-агенты по уплате налогов и штрафов - получат наибольшую клиентскую базу, эксперты оценить затруднились, но в острой конкуренции между ними не сомневается никто. Представители каждого отраслевого сегмента считают, что шансов завоевать новый рынок больше у них. "Конечно, по скорости оплаты банки несколько уступают сотовым операторам, но, имея в виду, что, по статданным, у большинства граждан маленький остаток на лицевом абонентском счете - около 80 рублей,- платить через банки гораздо удобнее",- говорит Урбанский. "К тому же в системе интернет-банка видна статистика по совершенным операциям, а значит, можно сделать распечатку, что позволяет клиенту иметь документальное подтверждение совершенных операций на случай возникновения вопросов и споров с получателями средств", - добавляет Деменюк.

У сотовых операторов свои аргументы. "Участие банков и терминалов в проекте никоим образом не снижает наш интерес к нему,- заявила "Коммерсанут" пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева.- Абонентская база крупного сотового оператора больше в разы, чем клиентская база банка". "Согласно данным компании J'Son & Partners Consulting, на конец 2009 года уровень проникновения сотовой связи в целом по России составил 144,4%,- добавляют в пресс-службе "МегаФона".- Кроме того, совершать мобильные платежи с помощью телефона будет удобнее для клиентов: устройство всегда под рукой". Банкам, как правило, неинтересны платежи до 5 тысяч рублей, а таких штрафов большинство, указывает Айбашева.

"После реализации "пилота", который пройдет в четырех регионах - Астраханской, Владимирской областях, республиках Татарстан и Башкирия, в проекте сможет участвовать любая желающая компания, обладающая соответствующими техническими возможностями, - цитирует "Коммерсант" Попова.- Мы заинтересованы в том, чтобы агентов по уплате платежей в бюджет было как можно больше".

При этом объем администрируемых системой платежей со временем будет расти. "Если сейчас в проекте участвуют три ведомства - ФНС, Федеральная миграционная служба и ГИБДД, в адрес которых и будут на этапе "пилота" приниматься платежи, то в будущем мы планируем подключить и другие госорганы, потенциально более 100 различных ведомств, как федерального, так и регионального значения, - рассчитывают в Федеральном казначействе. - Это будет возможно благодаря единому критерию идентификации плательщика - номеру универсальной электронной карты". Обеспечение такой картой всех граждан предусмотрено подписанным президентом РФ законом о предоставлении госуслуг в электронном виде.