История становления татарской музыки

Музыка татарского народа, как и любой другой вид искусства, прошла многовековой путь исторического развития и преодолела во время него множество изменений. Интонационные и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов Поволжья. Из этого можно предположить связь лирических татарских напевов с историческим музыкальным эпосом языческой эпохи, которая оставила свой большой отпечаток не только на музыке, но и на всей татарской культуре.

Татарский музыкальный фольклор чрезвычайно многообразен. Его можно условно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Песня – это зеркало души народа, в нем ярко отразилась его эмоциональная жизнь: его печали  радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Татарское песенное творчество состоит из обрядовых (календарных, свадебных), исторических (баиты) и лирических песен. В народном музыкальном искусстве развивалось только сольное пение, по традиции одноголосное.

Старинные пес  ни и народные танцы девушек  отличаются пластичностью и грацией, застенчивыми движениями, отсутствием всяких намеков на размах, раздолье и разгул. И однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте во время танца, и протяжные грустные песни – все это красноречиво говорит о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок.

Самыми распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были гармонь-тальянка, курай (подобие флейты), кубыз (скрипка), сурнай (музыкальный инструмент стран Востока).

Духовная музыка также являлась частью музыкальной культуры. Ислам был официальной религией, и поэтому его влияние распространялось не только на культуру в целом, но и на развитие музыкального искусства.  Коран сам по себе не запрещает музыку, а наоборот, поощряет ее присутствие в мусульманском культе, помогая верующим постичь содержание священной книги, которая, как известно, читается нараспев. Напевы сур (частей корана) передавались из уст в уста в течение поколений во время духовных учений в стенах религиозных учебных заведений.

В середине прошлого столетия происходит формирование профессиональной музыки и школы композиторов. Тогда и появляются знаменитые имена, ка к С. Сайдашев, Н. Жиганов, М. Музафаров и конечно же Д. Файзи. Все они сумели создать новый музыкальный стиль, который умело и творчески сочетал народные традиции с формами и жанрами европейской профессиональной музыки.