Первые деятели Татарского театра


Первый публичный спектакль на татарском языке был сыгран в Казани 22 декабря 1906 года. С этого дня и берет свое начало история театра имени Г.Камала. Но до становления театра таким, каким знаем мы его сейчас было еще очень далеко. Он прошел немало испытаний на своем пути, борясь за самодостаточность и независимость. Сквозь все трудности и преграды театр своим непосильным трудом завоевал любовь и признание не одного поколения зрителей и обрел славу одного из самых популярных национальных театров России.

Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, выдающаяся, разноплановая личность Иляс Кудашев-Ашказарский. Первым спектаклем, с которым труппа выезжает на гастроли по городам России был «В чужом пиру похмелье» по пьесе Александра Островского в переводе на татарский язык. Позже в труппу был принят артист, а в последствии и режиссер Габдулла Кариев, который стал ее руководителем и еще при жизни заслуживший звание «отца татарского театра». В 1907 году произошло знаменательное событие: в труппу вошла первая женщина, взошедшая на сцену не только в театрах тюркоязычных народов, но и во всем мусульманском мире – Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская.
Труппа «Сайяр» (это название дал сам Габдулла Тукай в 1908 г.) с первых же своих выступлений стала притягивать к себе народные массы и образовала очаг распространения просвещения, культуры и демократических устремлений среди татарского народа.


В годы Гражданской войны многие актеры участвуют в боевых действиях на фронте. Война уносит жизни Габдуллы Кариева и Габдрахмана Мангушева, уходит из-за болезней и Сахибжимал Гиззатуллина-Волжская. Актеры разъезжаются: кто в Уфу, кто в Астрахань, а кто совсем покидает театральные подмостки. В 1922 году из трупп «Сайяр», «Нур» и фронтовых бригад решением Наркомпроса формируется «Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября». Возглавить театр предлагают ученику Габдуллы Кариева, драматургу, режиссеру, актеру и театральному педагогу Кариму Тинчурину, и он соглашается.

Своим первым делом художественный руководитель сделал набор новой труппы. Для этого он приглашает своих знакомых и учеников из разных городов и районов страны: Оренбурга, Самары, Сибири, Урала и Нижнего Поволжья. Тогда же, в 1922 году из Оренбурга по приглашению Тинчурина приезжает молодой дирижер армейского оркестра Салих Сайдашев, а из Тамбова на должность суфлера – юный поэт Хади Такташ.

В 1939 году в честь 60-летия классика и родоначальника татарской драматургии Галиаскара Камала театру присуждается его имя. С началом войны театр активно включается в события и обслуживает раненных бойцов казанских госпиталей, а актерские бригады выезжают с концертами в прифронтовую полосу, чтобы поднять моральный дух солдат. Многие актеры и сами берут в руки оружие и уходят на фронт. Как раз в годы войны в Казань прибывает замечательный режиссер В. Бебутов. В Камаловском театре он ставит спектакли по русской и зарубежной классике: «Гроза», «Собака на сене», «Король Лир». Из спектаклей военного времени, созданных на основе произведений татарских драматургов можно выделить такие как «Хужа Насретдин», «Марьям» и «Минникамал».