Важное место в семейно-бытовых обрядовых отношениях татарского народа занимали понятия рождения и смерти, которые также сопровождались песнями.
К. Насыри упоминает такой обряд: ко времени рождения ребенка в дом рожаницы на определенное время приглашалась повивальная бабка. Это была специально обученная женщина, чаще всего старшего возраста. Она не только помогала и поддерживала будущую мать, но и сама принимала роды, совершая при это обрядовые действия. После рождения также проводились особые импровизации, направленные на укрепление здоровья малыша и скорейшего его обустройства в новом мире:
Не отцом заготовленные дрова,
Не матерью затопленная баня,
Будь дядей, как медведь,
Будь букой, как волк. Медвежонок, Волчонок и т. д.
Эти строки обращены не столько к самому новорожденному, сколько к духам, оберегающим его с рождения. По своей композиции они напоминают скорее всего обережный заговор, заклинание, а не песню.
Обычай оплакивать умершего существовал у татар еще в далеком прошлом. Ибн-Фадлан описывает погребальные обычаи и обряды волжских булгар X века следующим образом: «Над покойником плачут не женщины, а их мужья. Они приходят в день смерти и, подойдя к дверям жилья покойника, крича дикими голосами, плачут как могут…» Далее также отмечается, что роль плакальщиков исполняли рабы, которые при это еще и били и истязали себя ремнями.