Народные праздники в татарской живописи

Многие живописцы в своем творчестве разрабатывают тему народных праздников, главным из которые является конечно же Сабантуй. Так самый кульминационный момент гуляния – национальную борьбу кэраш изобразил на своей картине «Сабантуй» (1957 г.) замечательный живописец Л. Фаттахова. Композиционным центром на ней стали два борца, схватившиеся в горячем поединке и наблюдающий за поединком старик с традиционным атрибутом судейства – перекинутым через плечо полотенцем. С особым вниманием художник отнесся к оформлению нарядов и костюмов зрителей, показывая изысканность и пестроту одежд и украшений. Вокруг майдана собралось много зрителей из окрестных сел. Они образовали небольшой круг, кто-то из них фотографирует, кто-то просто наблюдает, а некоторые, не сдержавшись, кричат и машут руками. Все эти эмоции вместе с развивающимися на ветру полотенцами и плывущими по небу облаками придают картине дополнительный ритм и динамику.

Ш. Нигматуллин в своей картине «Завтра праздник» передает не само праздничное действие, а подготовку к нему, активное участие во всех мероприятиях жителей деревни. Яркая оранжево-красная цветовая гамма усиливает общее образное и эмоциональное восприятие. Белый цвет платков, как находящихся на головах женщин, так и повязанных на шесте, а также мужских рубашек объединяет все произведение в единое цветовое и композиционное целое.

У. Абдулов показал свое восприятия нового праздника в картине «Сабантуй» (2003 г.). В такой же динамике, которую мы видели на картине Л. Фаттахова, художник передает разные моменты праздника. На переднем плане накрыт чайный стол с национальными блюдами: чак-чак, треугольники и т.д. Здесь же расположен непременный атрибут любого застолья – самовар. Общая желтая гамма цветов создает праздничное настроение. Фоном представлен Казанский Кремль с виднеющейся мечетью Кул Шариф – символ соединяющий прошлое и настоящее.