Культура » История

История становления татарской культуры

 

Яркость и самобытность татарской культуры и искусства обусловлена наследием традиций таких развитых государств, как Волжская Булгария, Золотая Орда и Казанское ханство. Влияние ислама, принятого в 922 году также было весьма значительно. Раньше в народу существовала древняя руническая письменность, которая была заменена на арабскую. Это придало определенный импульс к развитию науки, философии и литературы. Ислам же укрепил главные традиции татаро-болгарской культуры и создал ряд предпосылок для политического и экономического процветания региона. Духовное родство и общая мусульманская религия позволяло волжским булгарам поддерживать торговые и дипломатические отношения с огромным миром ислама, открывало дорогу на Восток – в Священную Мекку, Турцию, Иран и Египет. Постепенно идет вытеснение былого язычества и замена его многозначительной архаичной символики на новую исламскую: изображения птиц, зверей и человека заменяются цветочно-растительным и геометрическим орнаментами, которые становятся впоследствии доминирующими. В отличие от Киевской Руси, где в это время утверждаются библейско-христианские мотивы, как ведущие в искусстве, в булгарском декоративном искусстве, как и в восточных странах, эстетическим и художественным принципами становятся узорность и декоративность. К счастью, и в наше время можно посмотреть на изумительные произведения булгарских мастеров, которые сохранило время - образцы украшений, бронзовые, серебряные и золотые работы.

 

Новый виток в развитии культуры и искусства начинается с включения Волжской Булгарии в состав Золотой Орды в 1236 г. Золотая Орда представляло собой сложно устроенную, многокомпонентную культуры, в состав которой входили и тюркские, и монгольские, и среднеазиатские мотивы. Для всех них были характерные общие черты, присущие традиционным кочевым народам: пышность орнамента, богатство декоративной обработки, использование различных драгоценных камней, металлов и самоцветов, цветных тканей. Особое место уделялось таким ключевым атрибутам кочевой культуры, как убранство коня, производство оружия и экипировка воина.

 

Постепенно развиваются градостроительные традиции Волжской Булгарии. Величественные и могучие ханские дворцы, соборные мечети с высокими, стремящимися в небо минаретами, мавзолеи, украшенные изразцами белого и голубого цветов, покрытые стеклянной глазурью и сусальным золотом – вся эта красота, изысканность и величественность всегда удивляла путешественников и богатых купцов, дипломатов и политиков. Уже в XIIIXIV веках город Булгар представлял огромный для того времени градостроительный комплекс, насчитывающий сотни строений. В 1722 году, во время посещения города Петром I сохранилось около 70 белокаменных зданий. Тогда царь по достоинству оценил историческое наследие, которое несет Булгар. Для    сохранения    городского каскада для потомков он издал указ, повелевающий охранять комплекс, как историко-архитектурный памятник. Интересно отметить, что площадь второго по величине города Булгарии Биляра достигала 530 га! Это было больше, чем у Киева (150 га) и Парижа (439 га).

 


Караван-сарай в г. Биляре

С распадом Золотой Орды произошло разделение и появление ряда независимых татарских государств: Астраханское, Казанское, Сибирское и Касимовское ханства. Особую и ведущую роль в судьбе татарского этноса сыграло Казанское ханство со столицей в городе Казань. Именно казанские татары оказались консолидирующим ядром в процессе формирования татарской нации. До сих пор столица государства продолжает развивать лучшие традиции архитектуры и зодчества. На территории Казанского Кремля возводится много белокаменных и краснокирпичных сооружений. Вот что писал князь Андрей Курбский, один из завоевателей Казани: «На горе находятся крепость, царский дворец и высокие каменные мечети, где положены их умершие цари». Также удивлялся «необычной красоте крепости града» и Иван Грозный. Для того времени было характерно появление каменных надгробных стел с богатой резной орнаментацией, изделий из металла и разнообразных украшений, в которых присутствуют черты «восточного» барокко – стиля, широко распространенного в изделиях искусства Азербайджана и Азии.

 

Во второй половине XVI века происходят новые геополитические изменения – Казанское ханство присоединяется к Русскому государству. В Казань приезжают переселенцы из Москвы, Пскова, Новгорода и других русских городов, которые привносят элементы русской культуры, которая также в свою очередь подвергается влиянию культуры Востока. Проявления этого влияния видны в отчасти изменившейся архитектуре церквей, появлении пышной восточной узорности, полихромности, которая не свойственна русскому искусству, однако укоренившейся в нем в результате заимствования художественных образцов татарской культуры. Так, например, по предположению историка М. Худякова Соборная восьмиминаретная мечеть Кул-Шариф, которая была разрушена на территории казанского Кремля в 1552 году, послужила прообразом храма Василия Блаженного на Красной площади в городе Москве. Сходство выражено в том, что храм имеет восемь куполов и один им противопоставленный. Девятый, центральный купол этого храма, возвышаясь над остальными восемью, олицетворял победу креста над полумесяцем. Подобная архитектура не имеет аналогов в русском зодчестве того времени, но зато имеет много общего с архитектурой Востока.

 

В Казани расположен христианский храм Петропавловский Собор, в архитектуре которого, по мнению многих ученых, присутствуют не только русские и европейские, но и многие восточные элементы. «Такого сочетания цветов мы не встречали в церковной архитектуре других областей России, в то время, как в раскраске татарских мечетей… преобладали именно эти цвета: охристо-желтый фон и голубые, зеленые, белые, красные детали», - пишет ученый-историк Н. Халитов. Сходного мнения придерживается и академик архитектуры С. Айдаров, утверждая, что собор является памятником строгановского барокко, возведенным с использованием наиболее характерных черт булгаро-татарской архитектуры, которой присущи восточные и евроазиатские компоненты.

 

шапка КазанскаяЯрким образцом исторического и культурного взаимодействия между Русью и Казанским ханством являются и знаменитые «Казанская шапка» и «шапка Мономаха» - два сохранившихся венца русских царей. Обе они попали к русским царям от татарских ханов и представляют собой классические образцы татарского декоративно-прикладного искусства. Они богато инкрустированы драгоценными камнями и самоцветами, украшены вычурными растительными узорами, присущими татарскому народному орнаменту. Иван Грозный еще в XVI веке привез из Казани «Казанскую шапку», также как и ханский трон, получивший впоследствии название трона Бориса Годунова. Оба сокровища хранятся на сегодняшний день в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля.

 

В бытовой культуре татарское влияние проявилось также весьма ощутимо. В первую очередь это относится к тюркским названиям предметов русской одежды. Так скажем, старинная русская обувь – чоботы, башмаки была заимствована у татар. Также как и кафтан, казакин, кушак, тулуп. Было привнесено множество слов, касающихся торговли и домашнего обихода: алтын, амбар, аршин, базар, барыш, бакалея, балаган, деньга, караван и др.

 

Все приведенные выше сведения говорят о тесном переплетении культур Московского, Булгарского и Золотоордынского государств, а позже и Казанского ханства, которые торговали и воевали, а также обменивались искусными мастерами, зодчими и ремесленниками.

 

В XIX веке, когда появилось мануфактурное производство, декоративное искусство переживает свой новый расцвет. Именно в те времена создаются классические образцы золотошвейной и тамбурной вышивки с богатым орнаментом, ювелирные украшения с изящной сканью, красочные женские головные уборы – калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами. Классический татарский костюм складывается именно в это время, формируется также единый национальный стиль в наружном оформлении и внутреннем убранстве жилища, в обрядовых и бытовых изделиях.

 

В сегодняшнее время самобытные традиции татарского народного искусства особенно актуальны и приобретают ценную художественную значимость. Проводятся научно-исследовательские работы по темам истории, антропологии и этнографии, организуются экспедиции, благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими высокую культурную и историческую ценность.

 

Статья написана на основе материала с сайта www.tatar.ru