ТАТАРСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Термин «информационное пространство» в данном случае предполагает регионы, социальную и этническую сферу и специфическую аудиторию СМИ — телевидения, радио, газет, журналов, книг, а также пользователей сети Интернет, компьютерной связи, участников делового, научно-культурного общения при помощи всех видов коммуникаций. Преимущественное использование татарского языка или раскрытие проблем татарского народа, его культуры, истории и государственности на любом языке — важная особенность татарского информационного пространства.
Актуальность рассмотрения проблем татарского информационного пространства столь же велика, сколь широк спектр важнейших функций средств массовой информации, влияющих на судьбу татарского народа, развитие его языка и культуры. Полифункциональность СМИ и других видов информационных каналов для татар, живущих в регионах РФ и зарубежных странах, предполагает выполнение следующих задач:
— просвещение, распространение знаний, воспитание;
— удовлетворение духовных запросов, доставка, распро-странение эстетических ценностей, включая базовые виды культуры и жанры искусства (музыка, театр, литература, декоративное, изобразительное искусство);
— распространение информации (политической, экономической, культурологической), представляющей интерес для татарского народа;
— коммуникативное общение между татарами различных регионов и стран;
— интеграция культуры татарского народа и Республики Татарстан в мировую культуру, взаимосвязь с культурами других народов;
— активное применение национального языка.
Татарское информационное пространство неразрывно связано с профессиональной и народной культурой, образованием, социальной жизнью народа. В то же время оно представляет собой универсальную среду для научно-исследовательской работы по проблемам татарского народа.
Раздел гуманитарных наук под условным названием «татароведение» включает в себя историю, этнографию, этнологию, антропологию, педагогику, филологию, в частности языкознание и сравнительную лингвистику, литературоведение, фольклористику, искусствоведение, культурологию, ономастику, гидронимику, этнонимику, религиоведение, а также этнорегиональные, этнополитические, социально-психологические и правовые аспекты жизнедеятельности татарского народа. Во всех этих сферах затрагиваются интересы татарского народа. По этим научным направлениям готовятся доклады, монографии, диссертации, издаются книги, проводится специализация научных кадров.
Главное заключается в том, что татароведческие научные дисциплины пересекаются друг с другом и жизнью татарского этноса при посредничестве системы информации,
в результате информационного общения. Именно эта сторона национальной жизни наименее изучена и систематизи- рована.
К сожалению, национальные масс-медиа, этнический фактор в информатизации общества вне поле зрения серьезной науки. Не адаптированы к данной сфере методология и методика, столь надежно выручающие при анализе сложных общественных явлений. Как правило, журналистика не признается самостоятельной отраслью науки. Образно говоря, в некоторых кругах журналистика сопоставляется с инженерными коммуникациями, без которых никак не обойтись, но которые, мол, далеки от науки. Помимо прикладного значения журналистики и информатики, нельзя не признать необходимости их научного осмысления и классификации, систематизации знаний о средствах массовой информации, изучения проблем социальной аудитории общественного мнения.
При оценке СМИ, информации и информатизации не обойтись без учета этнического аспекта данной сферы. Мы вправе назвать татарские СМИ, всю систему накопления, анализа и распространения информации зеркалом национальной жизни и этнических процессов. Каков татарский народ, такова и информационная система, и наоборот, от информационного обеспечения зависят состояние и перспективы развития татарского этноса. Можно критически оценивать татарские СМИ, научные исследования о татарах. Но существование теснейшей связи между консолидацией или, наоборот, деградацией татар и состоянием татарских СМИ не вызывает сомнений.
Рассмотрим основные вехи становления информационно-культурного пространства татар. Древнейшие формы информационного общения, просвещения и культурного развития татар связаны с письменностью, национальной литературой, с поэмой «Кыссаи-Юсуф», тысячекратно переписанной нашими предками. Распространение рукописных и печатных книг и других текстовых материалов сыграло решающую роль в становлении татарского народа, в формировании его в зрелую нацию. Письма, охранные грамоты, дипломатическая переписка, дневниковые записи, родословные помогли четко ограничить временные и пространственные контуры татарского этноса, историю и географию его расселения.
Назову лишь два факта, свидетельствующие об особой роли печати в судьбе татар. Первая татарская книга была издана лишь в качестве военного устава петровской армии перед персидской кампанией 280 лет назад. Самодержцу было важно управлять татарами, инструктируя их на родном языке с использованием привычного для них алфавита.
И другой факт. Первая русскоязычная газета в Казани издана в начале XIX века, а татарская — в начале XX века. В течение целого столетия выдающиеся просветители добивались разрешения на издание татарской газеты. Так, в 1834 году М. Г. Никольский разработал проект издания самостоятельной татарской газеты «Бахр ал-ахбар» (Море новостей), который был отклонен царским правительством. В конце 50-х годов XIX века востоковед П. И. Пашино составил проект татарской газеты «Чулпан», который также не был реализован. В 1863 году министр внутренних дел России П. А. Валуев отклонил прошение Каюма Насырова и Мухамат-Вали Яхина на издание газеты «Тај йолдызы». Также был отвергнут проект журнала «Файда».
В конце ХIХ века в течение 24 лет выпускались настольные календари Каюма Насыри. Абдурашит Ибрагимов подготовил 22 выпуска альманаха «Миръат» (Зеркало). Либеральная газета «Тарджеман» Исмаила Гаспринского, издававшаяся в конце ХIХ и в начале ХХ века в Крыму, оказала положительное воздействие на развитие общественной мысли татар.
В конце ХIХ столетия большой размах получило татарское книгоиздательство. В Казани ежегодно выходило до 180 наименований книг общим тиражом 1,5—2 млн экземпляров. Но периодическая печать, газеты, информационные, общественно-политические издания татар считались недопустимыми.
Колониальная политика царской России предусматривала полную изоляцию татар от общественно-политической жизни, от периодической печати. Самодержавная власть хорошо понимала, что газеты, национальная периодика приведут к развитию национальной культуры, раскрепощению и активизации общественных сил, консолидации татарского этноса. Не случайно большевики свою политическую борьбу за власть начали с издания газеты. Национальная же пресса, как правило, занималась не столько политикой, сколько просвещением, литературой, историей, культурой. Именно в этой сфере существовала национальная идея татар.
Первые татарские газеты начали издаваться в 1905—1906 годах как следствие демократических перемен в российском обществе. Сотни татарских газет и журналов издавались до революции в Петербурге, Казани, Оренбурге, Уфе, Уральске, Астрахани, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Средней Азии. Дореволюционная татарская периодика состояла из газет
и журналов различной специализации, со сложивши- мися традициями, читательской аудиторией, тиражами, авторами.
Большое число изданий, учрежденных при советской власти, включая вторую мировую войну, когда на фронтах Красной Армии издавалось 26 татарских газет, формировали и поддерживали коммунистическое и советско-патриотическое мировоззрение татар. Издавалась также периодика и на противоположной стороне фронта и политического противостояния. В 1943—1944 годах в Германии для бойцов татаро-башкирского легиона выходили газеты «Идель-Урал» и «Дойч татаришес нахрихтенблатт», а в начале послевоенных 50-х годов издавался на татарском и русском языках журнал «Азат Ватан» (Мюнхен), в 60-х годах в Турции на средства татарских предпринимателей печатался «Казан» (Стамбул). Татарские СМИ служили инструментом управления общественным сознанием татар, орудием их смирения и духовного порабощения, в то же время средством национального выживания, развития.
В разные периоды истории система татарских СМИ была многообразна по тематике, идеологическим пристрастиям и структурирована по уровням, разбросана по различным географическим широтам и регионам. Об этом свидетельствуют научные труды, посвященные истории и тематике татарской периодики.
Очень мало серьезных работ по электронным средствам массовой информации, включая татарское радиовещание. Крайне недостаточно познавательной, описательной литературы и справочного материала. Лишь несколько диссертаций, брошюр, дипломных и курсовых работ раскрывают некоторые страницы истории татарской прессы. Современная практика, анализ содержания и аудитории татарских СМИ еще не стали предметом научного исследования.
Татарское «медиаведение» призвано раскрывать как историческую и теоретическую стороны информационной системы, так и современное состояние каналов информации, обеспечивающих единство и целостность этноса. К началу ХХI века система татарских каналов информации сформировалась как сеть самостоятельно действующих газет, журналов, телерадиокомпаний или отдельных структур, редакций, существующих в составе региональных СМИ, а также индивидуальных, общественных и государственных веб-страниц глобальной сети Интернет. Они состоят из трех основных групп: СМИ Республики Татарстан; татарские средства информации, действующие в регионах Российской Федерации; СМИ ближнего и дальнего зарубежья.
В Республике Татарстан издаются периодичностью шесть раз в неделю большеформатная газета «Ватаным Татарстан» (тираж на 1-е полугодие 2002 г. 45 тыс. экз.), три раза в неделю выходит молодежная газета «Татарстан яшьләре» (98 тыс. экз.), детская газета «Сабантуй» (два раза в неделю, тираж около 12 тыс. экз.), а также еженедельные газеты «Мәдәни җомга», «Мәгърифәт» (разовым тиражом около 8,5 тыс. экз.), «Заман» (более 4,5 тыс. экз.), городские газеты «Шәһри Казан» и «Шәһри Чаллы», а также ряд районных и городских дубляжных и оригинальных газет. Подписной тираж татарских республиканских газет в начале января 2002 года составлял около 240 тыс. экз. (в городах и районах Татарстана). Среди районных и городских газет удельный вес и тиражи татарских изданий составляют 30—40 процентов.
Каждый из 11 татароязычных журналов, издаваемых в Казани и Набережных Челнах, имеет свой адрес и специфику литературного, просветительского, юношеского, детского или женского издания. Их общий подписной тираж по Республике Татарстан в начале 2002 года составил около 100 тыс. экземпляров. По тиражам и влиянию на татарское информационное пространство, степени воздействия на национальное и историческое самосознание лидируют газеты «Татарстан яшьләре», «Шәһри Казан», журналы «Казан утлары», «Сөембикә», «Мәгариф», «Идел», «Гасырлар авазы», «Мирас», «Фән һәм тел» и др. издания. Характерно, что большинство татароязычных газет и журналов определяют свой статус как общетатарское издание. Но их реальное распространение ограничивается Республикой Татарстан. В других регионах и странах татарские издания выписываются в ограниченном количестве библиотеками, научными центрами и отдельными любителями родного языка, татарской культуры. Уменьшение читателей-татар в регионах стран СНГ и дальнего зарубежья заслуживает серьезного изучения состояния татарских общин, совершенствования системы распространения печати.
Но и в самом Татарстане через розничную торговлю татарские газеты и журналы реализуются лишь в незначительном количестве. Продажа через киоски в сельских рай-онах не распространена. В городских киосках 80—90 процентов предлагаемых газет и журналов изданы на русском языке, преимущественно они заполняют коммерческие развлекательные и эротические прилавки. На фоне усиления позиции телевидения и радио, сети Интернет, сокращения сферы применения татарского языка в юношеской и молодежной среде, особенно в городе, наблюдается некоторое снижение тиражей татарских изданий. По сравнению с тиражами 70-х годов прошлого века это снижение весьма значительно, особенно с учетом нынешнего роста национального самосознания и культурного возрождения. Если в тот период в Татарстане и регионах Советского Союза выписывали 2,5—3 млн татарских газет и журналов, то сейчас суммарный подписной тираж всех татарских изданий не достигает 500 тыс. экземпляров.
В татарском информационно-культурном пространстве увеличивается доля и влияние русскоязычных СМИ. История помнит стремление прогрессивных казанских интеллектуалов распространять знания и информацию одновременно на русском и татарском языках. Уже в 1808 году профессор Казанского университета И. И. Запольский мечтал сопровождать газету «Казанские известия» дубляжем на татарском языке.
В современной России ряд изданий и телерадиокомпаний проявляют интерес к теме этнического развития народов, в том числе и татарского. Большинство русскоязычных газет и журналов Татарстана и некоторых регионов проживания татар объективно освещают проблемы межнациональных отношений. Влиятельные газеты «Республика Татарстан», «Время и деньги», «Вечерняя Казань», «Казанские ведомости», другие городские и районные русскоязычные издания с разной заинтересованностью освещают этнические проблемы. Если одни издания общедемократической ориентации демонстрируют сдержанное или отрицательное отношение к «националам», другие весьма квалифицированно и объективно освещают национально-культурные проблемы и вопросы истории, государственности, федерализма. Газеты «Восточный экспресс», «Звезда Поволжья» вызывают повышенный интерес общественности Татарстана и различных политических кругов Российской Федерации.
В целом потребность в информации о татарах и для татар в республике удовлетворяется. В масштабах России, особенно в регионах проживания татар, не хватает объективных знаний и сообщений об истории и культуре татарского народа. На федеральных телеканалах не уделяется время национальным культурам. Татарское телевидение вызывает нарекания и в самом Татарстане, хотя в последние годы эта сфера в республике получила бурное развитие. 40 телекомпаний и
30 радиостанций определяют облик Татарстана. Однако наблюдается резкий языковой дисбаланс в теле- и радиоэфире, что приводит к вытеснению татарского языка из общественной, производственной и культурной жизни. Многие татароязычные телепрограммы неконкурентоспособны, особенно по зрелищности, актуальности, использованию современных средств телепублицистики.
Нехватка квалифицированных, современно работающих татарских журналистов осложняет положение татарских СМИ на медийном рынке. Нередко талантливые молодые журналисты из-за недостаточного владения татарским языком пополняют довольно тесные ряды русскоязычных журналистов, специфическую категорию «бывших татар» — результат интенсивного процесса ассимиляции татар. Читательская, слушательская и зрительская аудитория с пониженным национальным самосознанием динамично расширяется. Поэтому работа СМИ, занимающихся информационным обеспечением татарского возрождения, требует большого напряжения и глубоких знаний, четкого определения ориентиров.
Имеющиеся материальные возможности, информационные каналы не гарантируют эффективность формирования общественного сознания. Рыночная экономика, свобода слова, независимость журналиста ограничивают возможности по «заданию» и с идейными установками. Органы государственной власти, дотируя газеты и журналы, телевидение и радио, в ряде случаев оставляют их без идейной начинки, в том числе по освещению национальной тематики и защите интересов различных этнических групп, хотя учредительский договор предусматривает выработку и реализацию идейной программы. Отстаивание интересов республики в федеративном строительстве России требует соответствующей информационной поддержки. В ряде случаев государственные СМИ обслуживают отдельные коммерческие структуры или финансовые группы, политические организации без официальных договоренностей, на основе личных взаимоотношений. В то же время этнические проблемы, социально значимые гума-нитарные инициативы не пропагандируются из-за отсутствия у них спонсорской поддержки.
Если мероприятия органов государственной власти так или иначе пробиваются через финансовую блокаду, то важнейшие проблемы национального развития, вопросы изучения родного языка нередко остаются без официального «хозяина». В результате в многонациональном регионе работает лишь русскоязычное радио и телевидение, не обеспечивается регулярный выпуск газет на национальном языке. Органами законодательной власти не разработаны механизмы стимулирования теле- и радиовещания, издательской деятельности на национальных языках. Все это ведет к сужению татарского сектора печатных и электронных СМИ.
Принято считать, что СМИ на национальных языках не способны привлекать платную рекламу. Под воздействием такого стереотипа рекламодатели избегают заключать договоры на рекламу в татарских газетах, теле-, радиопрограммах. Татароязычная покупательская среда не изучена и не принимается в расчет. В то же время благодаря профессиональному менеджменту и популярности в народе такие газеты, как «Татарстан яшьләре», успешно работают в режиме самофинансирования. Парадокс заключается в том, что эта газета со стотысячным тиражом освещает социально значимую тематику, отстаивает интересы республики и татарского народа, не получая помощи от государства, в то время, когда некоторые СМИ-иждивенцы саботируют общественные интересы.
Проблемы, характерные для национальных СМИ РТ, оказывают еще более тяжелое воздействие на деятельность татарских средств информации российских регионов. Из-за отсутствия государственной поддержки в ряде регионов компактного проживания татар нет газет, журналов, теле-, радиопрограмм на татарском языке. Это характерно для областей, краев Дальневосточного, Сибирского, Северо-Западного, Южного федеральных округов. Именно в этих регионах наблюдается затухание татарской жизни, отсутствуют татарские классы, очаги культуры, не поддерживаются связи с соплеменниками из других регионов и научно-культурными, образовательными учреждениями Татарстана.
И, наоборот, там, где действуют татарские СМИ, наблюдается национальное развитие татар. Так, в Москве на средства и усилиями ЗАО «Папирус» издается газета «Татарские новости», имеющая федеральное значение, выпускается газета «Ватандашлар».
В Тюмени успешно работают татарское радио, телевидение, издаются газеты, книги. В Омске ведется радиовещание на татарском языке. В Приволжском и Уральском округах выпускаются несколько десятков татарских газет, ведутся теле-, радиопередачи продолжительностью 15—20 минут в неделю. Лишь в Удмуртии, Пермской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской, Астраханской областях функционируют татарские СМИ относительно стабильно и комплексно. В Башкортостане выходят республиканские газеты «Кызыл тај», «өмет», «Атна», журнал «Тулпар», ведется радиовещание на длинных волнах и ФМ-диапазоне, один раз в неделю выходит в эфир получасовая программа на телевидении. Ряд национальных изданий появляются на свет нерегулярно, в некоторых случаях они не могут освещать татарские проблемы, публиковать статьи об истории, культуре татар, призванные пробуждать национальное самосознание.
В последнее время ситуация в информационном пространстве стала меняться благодаря расширению пользовательской сети Интернет. Появились десятки Интернет-сайтов на русском, татарском, английском языках, на которых обсуждаются вопросы консолидации и развития татарского народа. Наиболее популярная «Татарская газета» (редактор И. Биккинин) функционирует как в печатном виде, так и в электронной версии. Интернет-газета Intertat.ru за короткий срок привлекла внимание заинтересованных кругов как России, так и зарубежных стран. Она работает на русском, английском, татарском языках, причем татарский выпуск выставляется латинским шрифтом и кириллицей.
Общение татар, живущих в России, странах СНГ и дальнего зарубежья возможно лишь при полнокровном и паритетном использовании татарского алфавита на основе латинской графики с кириллицей. Будущее татарских информационных каналов видится в комплексном взаимодействии телевидения, радио, печатных изданий, Интернет-газет. Создание спутникового телевидения Татарстана «ТНВ» должно сыграть важную роль в формировании единого культурного и информационного пространства татар, живущих в регионах Евразии. Радиоканал «Голос Татарстана» с 1995 года ведет специальные передачи для татар Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Газета «Татарские края» специализируется по проблемам татарских общин. Эти СМИ накопили большой опыт освещения татарской тематики.
В настоящее время лишь программы татаро-башкирской редакции радио «Азатлык» и Интернет-газета Intertat. ru способны оперативно информировать весь татарский мир о наиболее важных и актуальных проблемах татар, событиях в странах и регионах их проживания.