Этническое наследие и его воплощение в профессиональном искусстве становится все более актуальным в современном художественном процессе. Это можно объяснить как эстетической ценностью самого материала, так и его высоким потенциалом и важнейшей ролью во всей духовной культуре татарского народа. В своих произведениях художники поднимают огромный пласт этнографического материала, глубоко проникая, таким образом, в мифопоэтическое мышление прошлых поколений.
В профессиональном изобразительном искусстве становление творческого осмысления традиционной культуры началось в конце XIX - начале XX в. Именно в это время известный художник Ш. Тагиров выполнил иллюстрации к татарскому букварю и произведениям народного татарского поэта Габдуллы Тукая. Также оформлялись и периодические издания: в журналах «Яшен», «Ялт-Юлт» и «Ан» наряду с профессиональными художниками заметную роль играли и самодеятельные творцы, рисунки которых несли признаки наивного искусства. Талант некоторых из них был так велик, что даже не обладая знаниями о построении рисунка, они создавали неповторимые по своей искренности образы. Также встречались рисунки, в которых была видна уверенная рука мастера, а художник чувствовал линию, играя ею для передачи характеров. Особое внимание уделялось деталям быта простого народа и мещан: висящие на стене шамаили, подушки в интерьере комнаты, элементы народного костюма, мебели и т.д., при этом каждая деталь имела свое значение и помогала передавать сюжет и образ.
В изобразительном искусстве 1920-1930-ых гг. проявились различные тенденции в отражении этнографии. Влияние популярных авангардистских течений проявлялось в плакатах Ф. Тагирова, карикатурах Ш. Мухаметжанова в журнале «Чаян», а также в шамаилях А.
Платуновой и графических сериях К. Чеботарева, для которых характерен поиск выразительности и интерес к формам определенного художественного примитива. Национальные типажи в стилизованном виде представлены в иллюстрациях А. Коробковой в журнале «Азат хатын» и «Авыл яшьляре», в рисунках Б. Урманче в журнале «Безнен юл». У представителей Ассоциации художников России (В. Тимофеева, М. Васильева, П. Родимова) тенденция была иной – они развивали натуральную достоверность и бытописательство.
В середине и во второй половине XX в. первоисточником для произведений художников служили этнографические элементы – национальные костюмы, пища, семейный быт, обычаи и обряды, и конечно же народные праздники и традиции с их национальной самобытностью. Такое обращение к этнографии и фольклору не случайно: оно стало противопоставлением суровому социалистическому реализму и было связано с нарастающим процессом этнического самоопределения, особенно в 70-80-ые гг. Эти же тенденции проявлялись и в искусстве книжного оформления; темы для них разрабатывались Ф. Аминовой, Т. Хазиахметовой и др.