Навруз - праздник возрождения Жизни

Навруз - это один из древнейших земледельческих праздников. На русский язык его можно перевести, как «Новый день». Его происхождение связывают с появлением земледельческого календаря. Сейчас его называют мусульманским праздником, хотя он не имеет никакого отношения к этой религии. Он отмечался задолго до появления ислама и его проведение даже не совпадает с мусульманским календарем. Навруз – исконно языческое празднество, проходившее в день весеннего равноденствия (21 марта по новому календарю). По древнеиранскому солнечному календарю он приходился на первый день месяца фарвардин.  Сегодня его отмечают многие тюркские народы, жители Ближнего Востока и Центральной Азии. Это в очередной раз доказывает, что тесные связи народа с естественными циклами Природы и языческая ментальность до сих пор сохранились и живут глубоко в душах людей, в том числе и татар.

21 марта – время, когда равны день и ночь. Это граница, когда оканчивается зима и Природа пробуждается для весны. Многие древние народы отсчитывали новый год именно с этой даты. И в этом был глубокий смысл. В отличии от сегодняшнего бессмысленного Нового Года, праздник наших предков имел под собой важный логически-обусловленные первопричины: начало пахоты и сева, от которых и зависело благополучие людей тех времен. У славян отголоском этого праздника осталась Масленица, которую церковь включила в свой искусственный календарь.

Сам Навруз уходит корнями в традиции древних восточных и южных земледельцев. Он пережил не только арабское завоевание, но и стал частью культуры многих народов, принявших ислам. Сейчас Навруз считается национальным праздником для татар, башкир, узбеков, казахов, киргизов и многих других народов.

Как же именно празднуют? Еще задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К самому празднику их ростки достигают 5-7 см и являются главным украшением стола, символом новой пробуждающейся жизни, нового года. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз, чтобы стать основой для праздничного блюда.

Примерно за неделю хозяева стараются привести в порядок свой дом: сделать мелкий ремонт, побелить, покрасить помещения. Обязательно стирается вся одежда, особенно детская, чтобы уберечься от сглаза и смыть порчу.

Задолго до появления ислама у ираноязычных народов, как и у всех других, существовал культ предков. Неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Их поминали и делали подношения, прося помощи в следующем году.

Сейчас праздник начинается еще затемно. Вся семья облачается в новые одежды и собирается за освещенным столом. Стол накрывается особый и называется он «хафт-син». Обязательно на нем должно быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты – сипад, яблоко – себ, черные косточки – сиахдане, дикая маслина – санджид, уксус – сирке, чеснок – сир и проросшее зерно – сабзи.

На столе также должно стоять зеркало и свечи по числу членов семьи, которые ни в коем случае нельзя гасить, пока они сами не догорят. Обязательны большой праздничный хлеб, лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашенные яйца. В древности каждая из составляющих праздничного стола имела свой особый сокровенный смысл, связанный с будущим урожаем и судьбой всей семьи. В наше время, к сожалению, эти знания утеряны, но традиция до сих пор жива. Помимо плова, традиционного на всех праздниках, уникальными блюдами являются гуджа  (мясная каша из семи сортов злаков) и сумалак (халва, приготовленная из проросшей пшеницы с добавлением муки и сахара).

Как только гости переступают порог дома, хозяин преподносит им блюдо с проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого, а значит в конечно итоге к сохранению вселенской гармонии. Потом начинаются всеобщие веселья, которые перетекают на улицы, где в это время собираются музыканты, шуты и народные умельцы. Зажигаются костры, и детвора вместе со взрослыми начинают прыгать через пламя, веря в то, что священный огонь очистит их души и поможет в наступающем году.