Челябинские ученые исследуют захоронение в Башкирии, чтобы развенчать миф о могиле Ермака
12 мая 2012 года
Челябинские археологи планируют в конце лета посетить место раскопок древнего захоронения в окрестности села Киргиз-Мияки в Миякинском районе Башкирии, чтобы развенчать легенду о том, что могила принадлежит казачьему атаману Ермаку, сообщил в субботу кандидат исторических наук, доцент Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов.
По его словам, легенда о местонахождении могилы Ермака родилась около двух лет назад и никаких оснований под собой не имеет. Свое распространение история получила благодаря муссированию в интернете.
"Если даже дата смерти Ермака совпадает с предполагаемой датой найденного захоронения, то сколько по Уралу и Сибири могил, которые датируются этим возрастом? Их очень много. Не можем же мы каждую из них соотносить с Ермаком", - считает историк.
По его словам, основой для легенды послужило то, что у одного из жителей Миякинского района есть родовое предание, где упоминается имя Ермек, созвучное имени Ермак.
"Есть тюркское имя "Ермек", употребляемое у башкир, татар, казахов. Но тот самый Ермак, упоминаемый в родовом предании, жил 200 лет назад. Это реальное лицо, но это совершенно другой человек. При этом его родственник никакого понятие об этой могиле не имел и никак со своим родом не соотносил", - сообщил Самигулов.
Таким образом, две совершенно не связанных факта породили легенду, считает историк. По его словам, уфимские ученые также считают, что могила не может принадлежать Ермаку. Челябинские археологи в конце июля - начале августа планируют провести исследования на месте захоронения, чтобы датировать могилу. При этом, по мнению историка, поскольку погребение уже было раскопано, возможно, некоторый материл для изучения уже потерян.
"Есть шанс найти датирующий материал. Если это православная могила, то это может быть крестик, монетка, что-то еще. В случае, если ничего подобного не будет, а будут только костяк и доски гроба, все осложняется очень сильно. Гробы используются с очень давних времен в погребальном обряде, кованые гвозди 14 века и 19 века практически ничем не отличаются. В таком случае необходимо будет проведение радиоуглеродного анализа по костным останкам и дендрологического анализа по древесине", - сказал Самигулов.
По его словам, на изучение полученного в ходе раскопок материала уйдет не менее полугода.
"Сказки оживляют пейзаж и увеличивают туристическую привлекательность Миякинского района, но у нас и так слишком много сказок из области истории. История размыта до крайности, она заменяется мифами и легендами", - отметил историк.