ОБОБЩЕНИЕ - Утилизация попутного нефтяного газа: дискуссии продолжаются
22 марта 2012 года
Требование о 95% утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) добывающими компаниями, которое вступило в силу с 1 января, остается в центре внимания участников отрасли и чиновников. В конце января Министерство природных ресурсов и экологии РФ внесло в правительство предложения по корректировке требований по утилизации ПНГ. Ранее с подобными инициативами выступили представители ряда крупных нефтедобывающих компаний. Но дискуссии по этому вопросу не утихают.
Так, представитель Минэнерго во вторник на отраслевой конференции заявил, что использование ПНГ исключительно в качестве топлива для электрогенерации неэффективно. Газ необходимо перерабатывать, а полученные продукты использовать в нефтехимии. Днем позже чиновник Росприроднадзора сообщил о том, что после оснащения всех факельных установок приборами учета и получения данных о сжигании ПНГ, необходимо вернуться к доработке постановления правительства о плате за нерациональное использование попутного нефтяного газа.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Председатель правительства РФ Владимир Путин подписал 8 января 2009 года постановление "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках". Постановление устанавливает целевой показатель сжигания ПНГ на факелах на 2012 год и последующие годы в размере не более 5% от объема добытого попутного газа. Повышение платы за сверхлимитное сжигание ПНГ начинается с 1 января 2012 года, причем при расчете этой платы будет применяться дополнительный коэффициент 4,5. Кроме того, с 1 января 2012 года при отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках ПНГ, дополнительный коэффициент будет уже 6.
В результате, объем платежей нефтяных компаний за вредные выбросы в атмосферу в 2012 году возрастет в 50 раз и составит 16,7 миллиарда рублей, посчитали аналитики Энергетического центра "Сколково".
Документ вызвал ряд замечаний со стороны участников отрасли и экспертов. Высказывались предложения как об изменении уровня оплаты, так и об изменении порядка расчета. В конце 2011 года чиновники заявили, что постановление может быть пересмотрено. Тем не менее, документ вступил в действие в изначальной редакции. Минприроды уже в январе предложило существенно повысить размер платы за выбросы вредных веществ при сжигании попутного нефтяного газа, но при этом предусмотреть поэтапный рост платежей, ввести механизм вычетов затрат на реализацию проектов по утилизации ПНГ, освободить от требования 95% утилизации участки недр на этапах пробной эксплуатации и опытно-промышленной разработки и с объемом добычи ПНГ менее пяти миллиардов кубометров в год.
ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНАЯ УТИЛИЗАЦИЯ
Использование ПНГ в качестве топлива для электрогенерации без предварительного разложения газа на составляющие неэффективно, заявил во вторник журналистам руководитель департамента переработки нефти и газа Минэнерго Петр Дегтярев. По его словам, министерство выступает за экономически эффективное применение данного вида ресурса. Он пояснил, что попутный нефтяной газ предварительно можно разложить на составляющие, которые могут быть направлены на дальнейшую переработку, а уже природный газ, полученный в результате разложения ПНГ, направлять на выработку электроэнергии.
Основными способами утилизации ПНГ являются его переработка, а также использование в качестве топлива для электрогенерации. Существуют проекты по закачке ПНГ в пласт для повышения нефтеотдачи, либо для хранения и последующей утилизации. Так, одна из крупнейших российских нефтяных компаний ОАО "Сургутнефтегаз" в 2012 году рассчитывает выработать около 4,6 миллиарда кВт.ч электроэнергии, что составляет 37% общего потребления компании. Уровень утилизации попутного нефтяного газа, по планам компании, возрастет до 98% с 95%.
Из ПНГ можно получить ряд продуктов, которые востребованы нефтехимией, но затраты на транспортировку газа и его компонентов с месторождений делают подобные проекты нерентабильными, сказал агентству "Прайм" чиновник одного из ведомств. Аналитики Энергоцентра "Сколково" считают, что в условиях ужесточения ответственности за сжигание ПНГ в виде повышения платы за выбросы, нефтяные компании будут вынуждены искать новые способы утилизации, в частности, находить новые возможности партнерства с перерабатывающими компаниями, либо внедрять технологии по закачке газа в пласт для повышения нефтеотдачи.
Потребителями ПНГ могут стать, в частности, нефтехимические предприятия Приволжского федерального округа. По инициативе руководства Татарстана и Башкирии разрабатывается проект строительства продуктопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье". Необходимый объем углеводородного сырья, по мнению авторов проекта, может быть получен за счет попутного нефтяного газа. Потребность проекта в сырье оценивается в объеме 8,5 миллиона тонн ШФЛУ (широкой фракции легких углеводородов) в год.
СНАЧАЛА - ПОСЧИТАТЬ
В настоящее время на территории РФ существует 2,025 тысячи факельных установок, из которых 49% оснащены замерными устройствами, сообщил в среду на отраслевой конференции заместитель начальника управления экологического контроля Росприроднадзора Анатолий Шаталов. По его мнению, после оснащения всех факельных установок приборами учета сжигаемого газа необходимо вернуться к доработке постановления правительства о плате за нерациональное использование ПНГ. Шаталов отметил, что в сложившейся ситуации некоторые крупные нефтедобывающие предприятия завышают отчетные данные по объему использования ПНГ на собственные нужды.
Согласно официальной статистике, в 2010 году в РФ было добыто 65,4 миллиарда кубометров попутного нефтяного газа, из которых на факельных установках сожжено 24% - 15,7 миллиарда кубометров. В то же время, по данным Всемирного банка, полученным на основании спутниковых исследований, объем сжигания ПНГ в России гораздо выше и составляет 15,7 миллиарда кубометров.
По мнению экспертов "Сколково", расхождение оценок объемов связано как с низкой точностью спутниковых исследований, так и с недостатком устройств учета на факельных установках. Аналитики полагают, что оценки банка завышены в два раза, а реальный объем сжигаемого ПНГ превышает официальные данные не более чем на 20-25%.
Шаталов также отметил, что одной из проблем препятствующей развитию утилизации ПНГ является отсутствие целевой программы развития производственной и транспортной системы с учетом обеспечения приема на транспортировку и переработку. Кроме того, нет мер налогового стимулирования в отношении предприятий по переработке ПНГ. Представитель Росприроднадзора добавил, что нормативно-правовая база, затрагивающая вопрос утилизации ПНГ и уровня его рационального использования, в настоящее время не отвечает требованиям, поставленным руководством страны, единый нормативно-правовой акт по вовлечению ПНГ в хозяйственный оборот отсутствует.
Эксперты Энергетического центра "Сколково" считают, что даже при корректировке действующего постановления останется множество нерешенных проблем. Так, в лицензиях на недропользование, выдаваемых на протяжении последних лет, устанавливалось обязательство по 95% утилизации ПНГ вне зависимости от специфики месторождения. Аналитики считают вероятным массовое нарушение требований лицензий, иски к компаниям и изьятие лицензий. Недропользователи могут начать возвращать лицензии по проблемным месторождениям, что вызовет снижение объемов добычи нефти и сокращение налоговых поступлений. Энергоцентр предлагает разработать специальный закон "О ПНГ", в котором определить вопросы измерения и учета добычи и полезного использования ПНГ, требования к уровням утилизации, а также механизмы стимулирования инвестиций.
По данным экспертов, в 2011 году 95% добываемого ПНГ утилизировали только две компании - "Татнефть" и "Сургутнефтегаз" . Наиболее низкий уровень у "Роснефти" - менее 60%.