Органы власти Татарстана стали чаще нарушать антимонопольный закон в 2011 г - ФАС
20 декабря 2011 года

Количество возбужденных в Татарстане дел за нарушение органами власти антимонопольного законодательства в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросло в 1,7 раза - до 335, сообщил во вторник начальник отдела контроля органов власти татарстанского УФАС Эдуард Секарин.

"УФАС в 2011 году выдал в республике 203 предписания о прекращении нарушений требований федерального закона "О защите конкуренции". Вынесено 77 постановлений об административной ответственности, а сумма штрафов на органы власти и их должностных лиц составила около 1,9 миллиона рублей", - сказал Секарин.

По его словам, чаще всего антимонопольное законодательство нарушают органы местного самоуправления. В частности, при сдаче в аренду муниципального имущества они руководствуются не действующим законодательством, а местными положениями, позволяющими заключать договоры аренды без проведения торгов, если подана одна заявка на аренду имущества. Между тем, статья 17.1 действующего законодательства не предусматривает такого порядка. Также в действующем законодательстве не предусмотрено и обязательное страхование арендуемого имущества. Секарин назвал грубейшим нарушением передачу в аренду хозяйствующим субъектам муниципального имущества без соблюдения установленных процедур.

Он также отметил нарушения, связанные с управлением многоквартирными домами. В соответствии с жилищным кодексом РФ основные полномочия по выбору способа управления многоквартирными домами лежат на собственниках помещений, квартир, расположенных в данных домах. "Пользуясь низкой активностью жильцов при выборе способа управления домом, недобросовестные субъекты берут инициативу в свои руки и зачастую с грубейшими нарушениями процедуры, установленной жилищным кодексом, проводят собрания собственников и определяют себя в качестве управляющей компании", - сказал Секарин.

"Имеют место и случаи, когда органы местного самоуправления назначают конкретных хозяйствующих субъектов в качестве управляющих компаний многоквартирными домами без проведения каких-либо конкурсных процедур, что является нарушением статьи 15 закона о защите конкуренции", - уточнил Секарин.

УФАС по Татарстану в 2011 году активно выявлял факты затягивания исполнительными органами власти и органами местного самоуправления сроков рассмотрения заявлений организаций на выдачу лицензий, разрешений, предоставление земельных участков. УФАС были изучены и раскрыты противоправные схемы вывода имущества из муниципальной собственности в обход законодательства о приватизации, а также другими способами, не предусмотренными в федеральном законодательстве.

Так, например, в нескольких муниципальных образованиях органы местного самоуправления создавали общества с ограниченной ответственностью, внося в уставной капитал муниципальное имущество. В качестве такого имущества часто использовались нежилые помещения, объекты инженерной коммунальной сети и т.д. Нормами ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" такие действия не предусмотрены.

"Подобными действиями отдельных должностных лиц, выступающих от имени органов местного самоуправления, наносится колоссальный ущерб муниципальному образованию, а его бюджет недополучает денежные средства, вырученные от реализации муниципального имущества", - подчеркнул Секарин.

Доходы бюджета Татарстана от использования, реализации государственного имущества и земельных участков в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились в 2,1 раза - до 1,201 миллиарда рублей, в том числе от аренды имущества поступило 87,9 миллиона рублей (годовой план выполнен на 99,9%); от аренды земли - 293,8 миллиона рублей (101,1%); от продажи имущества - 122,4 миллиона рублей (175,8%); от продажи земли - 128,8 миллиона рублей (151,2%).