Основы религиозных культур воспитают лучше, чем светская этика, считают эксперты
24 марта 2012 года
Духовные деятели и светские эксперты советуют родителям и школьникам, которые со следующего учебного года начнут изучать предметы из области духовно-нравственной культуры, не замыкаться на модуле "Основы светской этики", а уделить больше внимания "Основам религиозных культур", имеющим, по их мнению, больший образовательный и воспитательный потенциал.
"Уверен, что воспитательный потенциал у "Основ религиозных культур" больше, чем у "Светской этики", - заявил завсектора основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Герман Демидов в пятницу на круглом столе в на тему: "Преподавание основ религий в школах: путь к расколу или гражданскому согласию?"
УПРЯМЫЕ ЦИФРЫ
Участники дискуссии сошлись во мнении, что новый предмет ведет, как задумано и как показала его апробация в 21 регионе, безусловно, к согласию. И хорошо бы, четвероклассники и их родители выбирали из шести предлагаемых им сегодня образовательных модулей - по основам православной, исламской, иудейской или буддийской культур, основам всех мировых религиозных культур или основам светской этики - первые четыре.
Однако данные предварительных исследований, приведенные заместителем председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фаридом Асадуллиным, свидетельствуют, что почти половина россиян делает выбор в пользу "Светской этики".
"В 77 субъектах их 83 выбор модулей уже завершен. И "Основы светской этики" выбрали 47% учащихся. Это надо рассматривать как свершившийся факт. Где было наше общество раньше? Пока не поздно, надо обратить внимание на возможности конфессиональных школ. И государство должно пристально посмотреть на религиозно-ориентированную часть нашего общества, а это очень большой сегмент", - сказал Асадуллин.
По его словам, "Основы мировых религий" выбрали 20% учащихся, "Основы православной культуры" - 28%, исламской - 6%, иудейской - "чуть меньше".
Кроме того, он сообщил, что Духовное управление мусульман Европейской части России "связывалось с регионами, где компактно проживают мусульмане" - и там к разным модулям обсуждаемой предметной области "отношение неоднозначное". "Некоторые директора школ на Кавказе подходят к этому вопросу очень просто: в ауле проживает 99% мусульман, поэтому никакого модуля, кроме "Основ исламской культуры", быть не может", - пояснил Асадуллин.
В Татарстане и Башкирии, по его словам, подход более взвешенный - там больше склоняются к введению "Основ мировых религий" и "Светской этики".
Демидов назвал озвученные цифры "предварительными" и выразил намерение бороться "до конца". "Первоначально в Пензе православие выбрали 0%, но ситуация меняется. В Санкт-Петербурге православие выбрали 9%, а в Ленинградской области - 57%... Это только начало проекта, и в следующем году люди смогут сделать свой выбор еще раз", - отметил представитель РПЦ.
По его словам, "чтобы любить чужое, надо вначале научиться любить свое", и курс по основам православной (или другой религиозной) культуры призван помочь молодежи научиться жить на "информационном сквозняке" (словосочетание диакона РПЦ Андрея Кураева, профессора Московской духовной академии).
УРОКИ - В КВАРТИРЫ
Раввин Зиновий Коган заявил, что "еврейские дети ушли в подполье от "Основ культуры иудаизма", о чем свидетельствует статистика Минобразования по Москве, Европейской части России и даже Биробиджану - 0%. "Только в Пермском крае, по-моему, 1400 учеников", - сказал Коган, отметив, что исключает специальные школы с еврейским этнокультурным компонентом.
Одной из причин сложившей ситуации - "почему дети и родители выбирают что-то общее" (изучение сразу всех мировых религий или светской этики) - он считает традицию "не выделяться", которая сильна в иудаизме, но в определенной степени присуща и последователям других религиозных и нерелигиозных мировоззрений.
Раввин предложил уроки по основам религиозных культур "перенести в квартиры" - посредством телепередачи для семейного просмотра, например, по воскресеньям.
"Мы должны образовывать детей и родителей одновременно. Было бы здорово, если бы сделали программу. Чтобы не заспанные дети приходили на уроки, а чтобы уроки пришли в каждый дом. Чтобы папа мог посадить ребенка на колени и вместе с ним посмотреть передачу о праздниках и других религиозных вопросах. А Библия и Коран с живыми комментариями - это уже не застывшие тексты вековой давности, это живительная вода", - считает Коган.
Кроме того, он призвал Минобрнауки "открыть сайт дистанционного обучения", где желающие могли бы найти в свободном доступе одобренные экспертами учебные пособия, тематические мультфильмы и прочие вещи, отвечающие современным потребностям учащихся.
"Религия - это образ жизни. И здесь нужно меньше говорить о поклонах, о шляпах и даже о пейсах, а больше - о том, что есть добро, зло, Бог... Господь - причина всего, что существует, и религия не противоречит ни фундаментальной науке, ни дарвинизму. И важно, чтобы религиозный предмет не мешал изучать физику, химию, биологию - надо говорить современным языком", - подчеркнул раввин.
Он также отметил, что традиции православия, ислама, иудаизма, буддизма "объединяют Россию". "Ниточка иудаизма здесь, конечно, тонкая (по сравнению с православием)... Но в партизаны ушли все - и галахические, и негалахические евреи", - напомнил Коган.
Основным в иудаизме он считает призыв не делать другому того, чего не желал бы себе.
ЗАПОВЕДИ - ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА ПРАВ
"Самый главный правозащитный документ в мире - это 10 заповедей Господа", - заявила заслуженная артистка России, кинорежиссер Елена Цыплакова.
По ее словам, невозможно глубоко понять Достоевского и многих других классиков, не прочитав Библию, а сама она, будучи православной, "с удовольствием" читает Коран.
"Мы тратим в школе огромное количество времени и сил на предметы атеистические. А как же личность? Ведь человек, как принято говорить, состоит из тела, души и духа! И мы живем в одной стране: чем больше ребята будут знать друг о друге - тем будет лучше. Ведь сознание определяет поступки. Духовно-нравственное воспитание сейчас просто необходимо, потому что сейчас все (что было раньше, в СССР) сыпется", - убеждена Цыплакова.
ЕСЛИ ДОЛГО МУЧИТЬСЯ...
Учитель московской школы № 1311 с этнокультурным (еврейским) компонентом образования, доцент кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования Артур Клемперт считает преподавание в общеобразовательной школе основ религиозных культур "замечательной идеей", однако не совсем готовой к реализации.
"Если это всерьез и надолго, то надо думать совершенно по-другому, это должен быть современный язык предмета (если будет бесконечная проповедь, то это закончится отрыжкой). Лучше всего вводить предмет, когда он уже осмыслен и принят обществом", - сказал Клемперт.
Он предложил "разделить предмет на блоки - тематические, возрастные" и вести работу в течение ряда лет.
Что же касается имеющегося варианта преподавания, то, по мнению Клемперта, ни ученики, ни учителя, ни учебники не готовы должным образом. В частности, 4-й класс из-за его перегруженности и юности школьников - не лучший выбор для воплощения идеи.
"А учебник, который я видел, - по основам мировых религиозных культур - построен так: православные верят, что добро - это то-то, а зло - это то-то; мусульмане верят, что добро - это то-то, а зло - это то-то; иудеи верят... - и так далее. Ребенок 4-го класса может это понять? - Не может в том объеме, в котором от ребенка этого хотят. Так что возникает вопрос: стоит ли так мучиться ради благих побуждений?" - заключил Клемперт.
На это раввин Коган ответил оптимистичной поговоркой: "Если долго мучиться, то что-нибудь получится".
Участники круглого стола разошлись во взглядах на своевременность введения новой предметной области, методику преподавания, выбор класса (4-го), готовность учеников (сильно "загруженных") и учителей (согласно озвученным данным Минобрнауки, подготовлены только 50% учителей), качество учебников (не годятся никакие пособия, за исключением одобренных представителями конфессий и выпущенных в издательстве "Просвещение").