Праздник Владимирской иконы Божией Матери
6 июля 2010 года

Православная церковь отмечает во вторник праздник Владимирской иконы Божией Матери.

Ниже приводится справочная информация.

Владимирская икона Божией Матери издревле являлась одной из самых почитаемых на Руси. По преданию, она была написана в 1 веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. Это единственная в России икона, которая дошла до наших дней в первозданности.

До половины 5 века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 году она была прислана в подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями.

В 1155 году сын Юрия Долгорукого, святой князь Андрей Боголюбский, отправляясь править Владимиро?Суздальской землей, взял икону с собой во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона стала именоваться Владимирской.

Икона, по преданию, много раз являла чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 году образ "святой Богородицы Владимирской", как считается, помог русским одержать победу над врагом.

Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

В 1380 году Владимирская икона Богоматери стала вдохновительницей победы князя Дмитрия Донского над Мамаем в Куликовской битве.

Дальнейшая история образа связана уже с Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году. Там ее установили в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Решение перенести в Москву Владимирскую икону было принято после того, как Тамерлан, разорил Рязань и направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля. Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно повернул на юг и вышел из московских пределов. В память об избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 8 сентября (по старому стилю 26 августа) был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи воздвигли храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица "участвовала" в спасении Русь от разорения в 1480 году, когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла на реке Угре: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая, как считается, чудом обратила в бегство ордынские полки.

День памяти об этом событии в Русской православной церкви - 6 июля (23 июня по старому стилю). До 1917 года в Москве ежегодно совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Третий праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери - 3 июня (21 мая по старому стилю). В этот день вспоминают избавление Москвы от разгрома Махмет?Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери молились русские князья и цари перед тем, как выступить в поход. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести. Как гласит легенда, несколько сильных мужчин пытались снять ее, чтобы унести в безопасное место за пределы Кремля, но не смогли сдвинуть с места. Вскоре пожар утих.

В последний раз икона покидала Москву в 1812 году ? на несколько месяцев ее перенесли во Владимир, затем в Муром, но вскоре она снова насовсем вернулась в Успенский собор.

Образ находился в алтаре храма, выносили его только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список "в меру и подобие", который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.

В 1928 году икону поместили в Третьяковскую галерею, а 15 декабря 1999 года галерея передала образ в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах. С тех пор икона постоянно находится в экспозиции храма?музея. Сейчас она хранится в специально изготовленном киоте, защищающем ее от внешних воздействий, под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают в помещении храма особый режим температуры и влажности. За состоянием иконы следят сотрудники музея.