Приз имени знаменитого аниматора появится на фестивале мусульманского кино в 2011 году
19 сентября 2010 года
Приз имени выдающегося аниматора Александра Алексеева появится в 2011 году на Казанском международном фестивале мусульманского кино, заявила заместитель премьер-министра Татарстана, министр культуры республики и председатель оргкомитета фестиваля Зиля Валеева.
VI Казанский международный фестиваль мусульманского кино прошел в столице Татарстана с 15 по 19 сентября. Оргкомитет кинофорума получил заявки на участие из 60 стран мира. За пять дней было показано более 70 фильмов из 28 стран. В конкурсную программу фестиваля вошли 52 картины: 15 полнометражных игровых, 17 документальных, по десять короткометражных и анимационных фильмов. Девиз фестиваля: "Через диалог культур - к культуре диалога".
В 2010 году на фестиваль после нескольких лет отсутствия была возвращена номинация "Лучший анимационный фильм".
"Мы очень дорожим тем, что мы вернули номинацию "Анимация" и смогли рассказать удивительную историю Александра Алексеева, который не только начинал работать в России и считается классиком российской анимации, но и поставил анимацию во Франции. Он наш земляк, уроженец Казани, поэтому, по общему мнению организаторов, в следующем году на нашем фестивале в анимации появится новый приз имени Александра Алексеева", - сказала Валеева на церемонии закрытия фестиваля.
Алексеев известен во всем мире как изобретатель определившего художественный стиль XX столетия "игольчатого экрана". Он один из основоположников французской анимации, автор иллюстраций к многочисленным произведениям мировой и русской литературы, создатель лучших анимационных лент мира.
В рамках VI Казанского фестиваля мусульманского кино прошла ретроспектива картин режиссера-аниматора, посвященная 80-летию изобретения им "игольчатого экрана" и предстоящему 110-летию со дня его рождения.
Алексеев родился в Казани в 1901 году. Он эмигрировал из России и большую часть жизни провел во Франции. В 1931 году Алексеев вместе с помощницей (впоследствии - второй женой) Клер Паркер изобрел технику "игольчатого экрана". Принцип построен на неравномерном выдвижении иголок на экранной поверхности, которые, выступая из плоскости, образуют тени разного размера и интенсивности. Первый экран состоял из 500 тысяч иголок. На нем были сделаны все "программные" фильмы Алексеева: "Ночь на Лысой горе" (1933), "Нос" (1963), "Картинки с выставки" (1972), "Три темы" (1980). Еще один "программный" фильм "Мимоходом" был снят в 1943 году в Канаде на втором игольчатом экране из 1 миллиона иголок.
Алексеев проиллюстрировал более 40 книг, в том числе многие произведения русской литературы. Им созданы уникальные изобразительные интерпретации "Братьев Карамазовых" (1929, 100 литографий), "Анны Карениной" (1951-1957, 120 акватинт), "Доктора Живаго" (1959, 202 иллюстрации, выполненные на игольчатом экране).
В 1952 и 1954 годах художник получил почетные дипломы Венецианской биеннале за анимационные фильмы, стал членом Французской академии кинематографических искусств.