Религиозные организации опасаются последствий принятия закона о духовенстве
18 октября 2012 года

Представители крупнейших традиционных религиозных организаций России не исключают, что закон об обязательном специальном образовании и социальной защите духовенства может быть полезен, однако они опасаются противоречий с принципом невмешательства государства в дела конфессий и настаивают на широком общественном обсуждении инициативы.

СУТЬ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект об обязательном заключении трудовых договоров религиозными организациями со своими работниками, о праве последних создавать профсоюзы и об обязательном специальном образовании для всех представителей духовенства внес в Госдуму Госсовет Татарстана. Соответствующие поправки уже приняты в республиканском законе после покушения на муфтия Татарстана и убийства еще одного представителя мусульманского духовенства.

Теперь поправки предлагается внести в две статьи федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях": 15-ю (внутренние установления религиозных организаций) и 24-ю (трудовые правоотношения в религиозных организациях).

"Законопроектом предусматривается дополнение статьи 15 положениями о необходимости установления требований для кандидатов на должности духовных лиц, в том числе наличие специального образования, полученного в образовательных учреждениях, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств. При этом указанные требования предлагается установить самим религиозным организациям, что согласуется с принципом невмешательства государства в деятельность религиозных объединений", - говорится в сообщении регионального парламента.

РИСК НАРУШИТЬ ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА

"Любая инициатива по внесению изменений в законодательство, связанное с деятельностью религиозных организаций, в первую очередь, должна обсуждаться с представителями самих религиозных организаций. Потому что жизнь церковной общины, в частности Русской православной церкви, строится на основании канонов, которые регулируют ее внутреннюю жизнь. И предложения, которые вносят депутаты Татарстана, находят отражение, например, в документах священноначалия об образовании, о ведении трудовой деятельности", - сказал замглавы Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Георгий Рощин.

Он отметил, что, насколько ему известно, к Русской православной церкви пока никто не обращался с просьбой дать экспертное мнение по этому вопросу.

"Введение каких-либо норм в одностороннем порядке как раз будет нарушать принцип невмешательства государства во внутренние дела религиозных организаций", - считает Рощин.

Он напомнил, что принцип невмешательства гарантирует свободу религиозной организации в выборе образа взаимодействия со своими служителями на основании тех норм, которые находятся в канонических актах той или иной общины.

Отвечая на вопрос о профсоюзах в Церкви, он призвал "четко понимать, что имеется в виду и каковы последствия". "Вопрос о профсоюзах поднимался в Румынской православной церкви и не получил одобрения у священноначалия", - отметил представитель Московского патриархата.

Говоря о контрактах на работу духовенства, он предостерег, что благая идея социально защитить священнослужителей "может войти в противоречие с каноническими нормами Церкви". Это не значит, что священнослужители на приходах или в отделах РПЦ находятся в полном бесправии - "безусловно, с ними заключаются трудовые договоры". Однако в Православной церкви все делается по благословению правящего архиерея, а внутрицерковные правила регулирует деятельность священнослужителя "на приходе".

Отвечая на вопрос о специальном образовании духовенства Рощин заявил, что есть предписание священноначалия, чтобы в дьяконы и священники поставлялись люди, прошедшие определенный курс богословских наук.

"В этом плане за последние годы в Церкви было сделано много: открыты новые семинарии, духовные училища, православные университеты, которые предназначены именно для того, чтобы люди, желающие принять священный сан, могли в полном объеме получить профильное образование", - подчеркнул собеседник агентства.

Поэтому даже те, добавил он, кто был рукоположен без диплома (такая практика - наследие советского времени, когда не всегда было возможно направить кандидатов в священство в духовные школы), в обязательном порядке сейчас поступают в духовные учебные заведения, чтобы завершить свое богословское образование.

"В отдельных отдаленных уголках различных епархий на усмотрение правящего архиерея оставляется возможность возвести в священный сан кандидата, не получившего полного богословского образования. Но ему в обязательном порядке надлежит завершить это образование, уже служа на приходе. Таких случаев сейчас на практике становится все меньше", - сообщил представитель РПЦ.

СПЕШКА - ПОВОД ДЛЯ ПРОВОКАЦИЙ

"Мы живем в демократическом государстве, и любые группы могут вносить свои предложения на рассмотрение. Но главное - это нужно рассмотреть неспеша, и принимать закон только после обсуждения с широкой общественностью, в том числе с конфессиями. А спешка здесь будет лишь поводом для дальнейших провокаций", - считает представитель Центрального духовного управления мусульман России, муфтий Москвы, член Общественной палаты Альбир Крганов.

По его словам, религиозные организации должны нести ответственность за своих уполномоченных представителей. И в исламе для духовного наставничества необходимо получить "некое разрешение ученых", авторитетных мудрецов.

Он не исключает, что в сегодняшних реалиях России оправдано предложение о своего рода "переаттестации" при университетах тех, кто учился на мусульманского лидера за рубежом. "Потому что многие, как выясняется, учились за рубежом не в официальных учебных учреждениях, а в частных школах, зачастую нелегитимных даже в той стране", - пояснил Крганов.

Он сообщил, что к трудовым договорам служителей культа у разных экспертов разное отношение, но уже ныне действующее законодательство "позволяет заключать контракты, и есть соответствующие формы".

Целесообразность решения проблем низшего духовенства через профсоюзы для собеседника агентства остается "под вопросом". "Мы помним, какие были профсоюзы предприятий: сами же руководители иногда назначали своих, удобных людей... В духовной деятельности должны больше работать нравственные ориентиры и законы", - убежден муфтий.

БОРЬБА С ИНАКОМЫСЛИЕМ

"Очень многие вещи в этом законопроекте выглядят поверхностно... В любом случае, нужны консультации внутри межрелигиозных советов", - заявил глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.

Он убежден, что законодательная инициатива татарских депутатов не сможет поставить "заслон экстремизму", а соответственно и непонятно, "для чего она". "То, что за этим (законодательной инициативой) стоит, решается с помощью существующего российского законодательства - отсекать экстремистские организации", - добавил Горин.

По его словам, если речь идет о существующей практике в еврейской общине, то ни один человек не может занять пост раввина, не предъявив документа о соответствующем образовании. "И, по-моему, любая религиозная организация заинтересована в том, чтобы в ней не было проходимцев и шарлатанов... Поэтому в данном случае я никакой законодательной проблемы не вижу", - сказал Горин.

Он предполагает, что у разработчиков законопроекта "есть желание отсечь выпускников, неугодных медресе". "Но в исламе, как и в иудаизме, огромное количество течений. Как законодатель будет решать: какое учебное заведение соответствует (по подготовке выпускников - нормам религиозной общины), а какое нет?" - отметил собеседник агентства.

"Уже не первый раз у меня складывается ощущение, что мы пытаемся создать как можно больше законодательных норм, чтобы бороться с инакомыслием внутри конфессий. Но ни к чему хорошему это не приведет... Давать правоохранительным органам еще поводы для того, чтобы решать, регистрировать или не регистрировать те или иные религиозные заведения, - только создавать препятствия. А где у нас эксперты по духовным учебным заведениям Саудовской Аравии или Франции, например, чтобы принимать такие решения?" - отметил Горин.

Он считает, что религиозные организации должны сами, внутри себя разбираться с подобными вопросами и иметь хорошие юридические службы.

Что касается трудовых договоров, то в Федерации еврейских общин, по словам Горина, работают только на их основе, и профсоюзы "никто сегодня не мешает создавать".

С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЕССИЙ

"Нужно обсуждать законопроект, учитывать особенности конфессий. У Буддийской сангхи есть устав, который регламентирует процедуру, когда священнослужитель принимается в штат, и есть ответственность", - сказал представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама.

По его словам, духовным лидером в сангхе может быть только человек, получивший специальное образование. И когда сангха направляет кого-либо учиться на духовного деятеля, то обязательна соответствующая документация.

Однако Санжей-лама знает случаи, когда не проучившиеся определенного времени говорят, что "получили посвящение от великих лам", и начинают учить других, и люди им верят. "Особенно если кто-то учится за границей", - добавил собеседник агентства.

Кадровые вопросы в той или иной религиозной организации, по его мнению, могут решаться "кворумом". А идея профсоюзов для духовенства, как считает Санжей-лама, нуждается в разъяснениях применительно к каждой конфессии.

ВЫИГРАТЬ МОГУТ МОЛОДЫЕ РАДИКАЛЫ

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, религиовед Роман Силантьев полагает, что в законопроекте есть здравые идеи.

"Но такие инициативы надо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, в первую очередь, с Русской православной церковью, и ее позиция может отличаться от позиции Госсовета Татарстана", - сказал Силантьев.

По его словам, необходимо спросить также мнения не только иудеев, буддистов, но и старообрядцев, и других религиозных общин, которых коснется в случае его принятия новый закон.

"Может, в Татарстане так вопрос стоит ребром, и в первую очередь, он мусульманский. Но нельзя подобного рода законопроекты без консультаций автоматически вносить в Госдуму. Мне, например, неизвестно о консультациях с экспертами, юристами Московский патриархии - а они, безусловно, необходимы", - убежден религиовед.

По его мнению, предложенные поправки в закон могут негативно отразиться на пожилых имамах традиционного ислама, не успевших в силу советского прошлого получить богословского образования, в то время как более молодые "ваххабитские имамы в подавляющем большинстве богословское образование имеют".

Кроме того, под удар могут попасть опытные и уважаемые священнослужители РПЦ, возведенные в сан в советское время без специального образования, поскольку тогда не было достаточно числа духовных учебных заведений.