Российские ОСК и завод имени Горького предложили сотрудничество Ирану - СМИ
20 октября 2011 года
Сразу два российских игрока судостроительного рынка - ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) и ОАО "Зеленодольский завод им. А. М. Горького" - предложили сотрудничество Ирану, они готовы организовать в этой стране строительство транспортных и добывающих судов для разработки шельфовых месторождений на Каспии, пишет в четверг газета "Коммерсант".
Однако, отмечает издание, действующие против Тегерана международные санкции чреваты для ОСК политическими рисками, которые могут осложнить реализацию совместного с французами проекта по строительству в России двух вертолетоносцев типа Mistral.
То, что российские судостроители заинтересованы в реализации проектов в Иране, следует из протокола 9-го заседания постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, имеющегося в распоряжении газеты. "Российская сторона проинформировала иранскую сторону о готовности ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" организовать строительство транспортных и добывающих судов, морской техники, а также обеспечить поставку продукции российского судового машиностроения и приборостроения в рамках возможного сотрудничества между российскими и иранскими компаниями по разработке нефтегазовых месторождений в ИРИ", - говорится в документе.
С Ираном планирует работать и ОАО "Зеленодольский завод им. А. М. Горького" (74,99% принадлежит ОАО "ХК "Ак Барс" и 25% - Минимуществу Татарии). В протоколе указано, что предприятие готово сотрудничать с иранскими судостроительными компаниями Farasakhel и Sadra "в области поставок морских гражданских судов, судов класса река-море, барж". Farasakhel, производственная база которой находится в Бендер-Аббасе, ведет строительство судов, предназначенных для транспортировки сжиженного природного газа. В 2004 году она приобрела во Франции соответствующую концессию. Sadra Group занимается строительством буровых платформ. В 2009 году была введена в строй первая на Каспии буровая платформа "Иран-Альборз", построенная СП с участием Sadra (95%) и шведской GVA. Платформа весом 14 тысяч тонн может работать на водных глубинах до 1030 метров и бурить морское дно вглубь еще на 6 тысяч метров. Иран с уровнем добычи нефти 3,59 миллиона баррелей в сутки занимает второе место после Саудовской Аравии среди стран ОПЕК.
ОСК, как отмечает издание, может использовать для строительства нефтяных платформ в интересах Ирана предприятия группы "Каспийская энергия", около 80% акций которой корпорация может консолидировать в ближайшее время. Летом Федеральная антимонопольная служба выдала Хабаровскому судоремонтному заводу, который входит в ОСК, разрешение на покупку 41% акций компании. По данным источников "Ъ", еще 40% "Каспийской энергии" собирается купить некий портфельный инвестор для последующей перепродажи этого пакета ОСК.
В "Каспийскую энергию" входят инжиниринговый дивизион "Центр морских технологий "Шельф", Астраханское судостроительное производственное объединение, которое включает три завода - "Лотос", "Астраханский корабел" и Завод имени 3-го Интернационала, а также сервисный дивизион по обслуживанию морских платформ "Крейн Марин Контрактор".
В ОСК официально комментировать проекты в Иране отказались. Однако источник, знакомый с ситуацией, сообщил "Коммерсанту", что партнерство находится "на ранней стадии" и его результаты, возможно, "будут в 2012 году". Ранее источники, близкие к корпорации, рассказывали газете, что через "Каспийскую энергию" ОСК хочет получить доступ к проектам ЛУКОЙЛа по строительству платформ и судов для освоения нефтяных месторождений Каспия. "Каспийская энергия" уже построила за 20 миллиардов рублей нефтяную платформу имени Корчагина, которая начала работать на каспийском месторождении ЛУКОЙЛа в 2010 году. ОСК интересуется тендером ЛУКОЙЛа на строительство платформы для месторождения Филановского (в северной части Каспийского моря), освоение которого планируется с 2015 года.
В "Каспийской энергии" сообщили, что сейчас варианты сотрудничества с Ираном "не прорабатываются из-за технических характеристик иранского шельфа" и "сложностей в политической ситуации". При этом в компании признали, что в Иране есть лишь один завод по производству техники для освоения каспийского шельфа.