Театральный фестиваль "Золотая маска" завершился в Москве
17 апреля 2012 года

Церемония награждения национальной театральной премии "Золотая Маска" прошла на основной сцене Большого театра.

Главный российский театральный фестиваль проходит восемнадцатый раз, традиционно приковывая к себе внимание не только профессиональной общественности, но и широкой аудитории поклонников сценического искусства.

Фестиваль "Золотая Маска" длился больше месяца, предоставляя всем заинтересованным возможность увидеть лучшие драматические и музыкальные спектакли, выпущенные в театрах России в прошлом сезоне. Помимо этого, "Маска", по праву считающаяся не просто конкурсом, но и крупномасштабным форумом, в рамках специальных, внеконкурсных программ, представила много спектаклей, не соревновавшихся за премии, но показавшихся интересными явлениями экспертному совету.

В основном конкурсе "Золотой Маски" насчитывается тридцать основных номинаций, охватывающих собой искусство балета, опера и драмы в самых различных его проявлениях - консервативных и новаторских. Результаты "Золотой Маски" всегда интрига - по сути, выбор жюри демонстрирует официальную позицию профессионального сообщества. Нынешняя "Золотая маска" показала, что фестиваль готов к эксперименту, внимателен к новому, пусть и не всегда равному по своему совершенству традиционным образцам.

ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИЙ

Сама церемония была достаточна компактна, стильна и стремительна: ведущие - балерина Ульяна Лопаткина и солист Мариинки Ильдар Абдразаков методично объявляли номинации и вручавших, лишь изредка церемония прерывалась на музыкальные номера.

Первые номинации придали торжественному статусному мероприятию вкус интриги и волнующей неожиданности - в жанре "мюзикл / оперетта" в итоге не было вручено ни одной "Маски". Первыми своими решениями жюри дало понять, что не пойдет на вежливые компромиссы, решившись обнаружить проблему в сегодняшней театральной ситуации.

После мюзикла дошла очередь до балета и современного танца. Здесь подобных неожиданностей, к радости зала, уже не случалось. Фаворитом стал спектакль "Русалочка" Музыкального театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, получивший две "Золотые маски": за главную роль премировали Анну Хамзину, а лучшим дирижером стал Феликс Коробов. Премия за лучшую мужскую роль в балете досталась Денису Савину за спектакль "Herman Schmerman" Большого театра, а среди хореографов победил Мауро Бигонцетти ("Cinque" Большого театра). В номинации "лучший спектакль" Театр Станиславского и Немировича-Данченко обошел Большой, получив премию за спектакль "За вас приемлю смерть", зато Большому досталось еще три "Маски" в области музыкального театра: композитору (Леонид Десятников, "Утраченные иллюзии"), художнику по костюмам (Жером Каплан, "Утраченные иллюзии") и художнику по свету (Дамир Исмагилов, "Золотой петушок"). Забегая вперед, надо сказать, что Исмагилову досталась еще одна "Маска", уже в драме - за работу над спектаклем театра "Современник" "Враги: история любви". Подобная ситуация подтвердила давно известный факт: художник по свету - уникальная профессия в сегодняшнем российском театре, из года в год, фактически, эти премии по праву получают все те же несколько человек.

В современном танце, где было лишь два претендента на "Маску", победу одержал спектакль "Punto di fuga", совместная работа компании "Диалог Данс" из Костромы и компании "Zerogrammi" из итальянского Турина.

В оперном жанре претенденты на "Маску" соревновались в пяти номинациях, и здесь фаворитом можно назвать спектакль "Сказки Гофмана" Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Опера была признана лучшим спектаклем, а "Маску" в номинации "дирижер" получил Евгений Бражник. Лучшей исполнительницей женской роли в опере стала Альбина Шагимуратова за роль Лючии в спектакле "Лючия ди Ламмермур" Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля, в номинации "мужская роль" отметили Уилларда Уайта за спектакль Мариинского театра "Сон в летнюю ночь", а в режиссерской номинации победил Георгий Исаакян, работающий в спектакле "Любовь к трем апельсинам" Детского театра им. Н. Сац. Лучшим художником музыкального спектакля стал Зиновий Марголин, оформивший спектакль "Мертвые души" Мариинского театра.

Специальными премиями музыкального жюри, которое в этом году возглавляла ректор ГИТИСа К. Мелик-Пашаева, были отмечены спектакль Пермского театра оперы и балета "Видеть музыку", художники, ученики Дмитрия Крымова Валентина Останькович и Филипп Виноградов, оформившие спектакль театра им. Н. Сац "Любовь к трем апельсинам", и Ильгам Валиев, исполнивший роль принца в спектакле с таким же названием, только поставленном в Екатеринбургском театре.

Своеобразной связкой между музыкальным и драматическим театром на церемонии "Золотой маски" стало вручение награды в номинации "Эксперимент". Эту позицию в перечне номинаций "Маски" часто называют спорной. Многим кажется, что новаторскому, авангардному театру давно пора соревноваться наравне с теми, кто участвует в основном конкурсе. Тем более, зачастую в "эксперимент" записывают тех, кто творит в определенном, авангардном, но ярко-выраженном ключе многие годы. В этом году в номинации участвовали такие ветераны "эксперимента", как АХЕ и "DEREVO". Поэтому вполне закономерным показалось решение жюри, присудившего премию спектаклю Театра.Doc "Зажги мой огонь". Документальный спектакль, сочиненный молодой командой - режиссером Юрием Муравицким, драматургом Сашей Денисовой и компанией актеров театра - действительно, необычное явление не только на фоне традиционного театра, но и для самого Docа. В спектакле, сделанного в технологии "вербатим", озвученном мелодиями Джима Моррисона, Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, смешивающем личные высказывания актеров с фактами биографий рок-звезд, явно ощущаются поиски нового театрального языка. Правда, вручавший премию Олег Кулик внес оживление в зал, заявив, что с особой радостью вручил бы эту премию скандально-известной группе "Pussy Riot".

В театре кукол в этом году соревновались только три спектакля, два из них - "Удивительное путешествие кролика Эдварда" из Челябинска и "Вероятно, чаепитие состоится" (по мотивам Л. Кэрролла) питерского театра-студии "Karlsson Haus" и разделили между собой три "Золотые маски". Лучшим спектаклем стала работа из Санкт-Петербурга, а лучшими художником и режиссером были признаны соответственно Захар Давыдов и Александр Борок, сочинившие челябинский спектакль.

Отделяя кукольные номинации от драматических, вручили традиционные премии "За поддержку театрального искусства". На этот раз были отмечены губернатор Томской области Виктор Кресс и холдинг "Евроцемент груп".

Традиционно, ближе к финалу объявили победителей в драматическом конкурсе. В этом году их вручали актеры Людмила Максакова и Игорь Гордин. Прошлый сезон, по крайней мере, для Москвы, был довольно удачным - спектаклей, вызвавших заметный отклик, было немало. На конкурс "Маски" привезли еще несколько серьезных претендентов на премию из Санкт-Петербурга, а также четыре спектакля из регионов. Конкуренция была жесткая; жюри, наверняка, было непросто. Но, оценивая результаты, можно сказать, что жюри пошло по непростому пути, поддержав спектакли, не завоевавшие однозначного одобрения. Скорее, победителями стали те, кто вызывали особо ожесточенные споры. И, в первую очередь, здесь можно назвать спектакль Кирилла Серебренникова "Отморозки", одно попадание которого в конкурс повлекло недовольство некоторой части профессионального сообщества. "Отморозки", победившие в номинации "спектакль малой формы", поставлены Серебренниковым с его учениками, студентами школы-студии. Молодые актеры играют своих ровесников - героев романа Захара Прилепина, молодых нацболов. Спектакль, неровный и неоднозначный по своим художественным достоинствам, важен для общетеатрального процесса. Может быть, впервые на сцене появились герои, зазвучали разговоры, которые давно уже освоены и исследованы в новейшем кино и литературе, но до сих пор избегались консервативным искусством театра. Возможно, для решения жюри был важен еще и тот факт, что Кирилл Серебренников, один из наиболее заметных режиссеров последнего десятилетия, до сих пор был обойден основными номинациями "Маски", не считая специального приза в 2006 году. Забирая приз, Серебренников сказал, что посвящает его тем, кто борется за свободу на площадях и выразил уверенность, что справедливость восторжествует.

"Маски" за лучший спектакль большой формы и за работу режиссера, как многие предполагали разошлись между двумя яркими, вызывающе экспериментальными, рискованными работами - "Счастьем" Андрея Могучего (Александринский театр) и "Чайкой" Юрия Бутусова в "Сатириконе". Без "масок" остались Лев Додин, Миндаугас Карбаускис, Лев Эренбург и другие известные режиссеры.

Без неожиданностей не обошлось в актерских номинациях. Если "Маску" Евгения Миронова за роль Калигулы в спектакле литовского классика Някрошюса еще можно было предвидеть, то премию актрисы Екатеринбургского ТЮЗа Светланы Замараевой еще долго обсуждали в кулуарах после завершения церемонии. Ей "Маска" досталась за сложную роль Кручининой в спектакле Григория Дитятковсого "Без вины виноватые". Лучшим художником, тоже достаточно предсказуемо и очевидно заслуженно, стал Александр Шишкин за грандиозное оформление, которое скорее можно назвать соавторством, спектакля "Счастье" Андрея Могучего.

Специальные премии драматического жюри вручали председатель Римас Туминас и театральный критик Елена Ковальская. На этот раз "Маски" достались молодому режиссеру Роману Феодори, поставившему пьесу Брехта "Мамаша Кураж и ее дети" в Барнаульской драме за освоение большой сцены, и спектаклю "Современника" "Враги: История любви" за "доброту и человечность", как сформулировал Туминас. Приз театральной критики достался балету Большого театра "CHROMA" в постановке Уэйна МакГрегора.

Как обычно, к финалу вручили премии, о которых было известно заранее. Польский режиссер Кшиштоф Варликовский вышел за "Маской" за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в прошлом сезоне. Таковым назвали спектакль "(А)поллония", который режиссер поставил в Новом театре в Варшаве.

Закрывали "Маску"-2012 вручением почетных премий "За выдающий вклад в развитие театрального искусства". Каждый год лауреатами этой номинации становятся люди, многие годы преданно и ревностно служащие искусству сцены. В этом году президент фестиваля Георгий Тараторкин и актриса Ирина Пегова под стоячие овации зала вручили эти особенные "Маски" актеру Калужского драматического театра Михаилу Пахоменко, выдающемуся театральному художнику Эдуарду Кочергину и режиссеру Петру Фоменко (Петр Наумович не смог прийти на церемонию, приз получал директор театра).

Под выступление Московского государственного академического хора под руководством Владимира Минина и Оркестра Большого театра под управлением Михаила Татарникова занавес Большого театра закрылся. Восемнадцатый фестиваль "Золотая маска" завершился, оставив широкое поле для обсуждений и дискуссий. Через год, в марте "Маска" опять соберет в своей программе наиболее интересные спектакли текущего сезона. Экспертный совет уже работает.