ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна
31 августа 2011 года
Русский поэт, прозаик и переводчик Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством 70 лет назад.
Ниже приводится биография поэтессы.
Один из крупнейших русских поэтов XX века Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября (26 сентября по ст. ст.) 1892 года в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В 1912 году по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Мать - пианистка, умерла в 1906 году, когда Марина была еще юной.
В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне (Швейцария) и Фрейбурге (Германия). Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 году слушала курс французской литературы в Сорбонне.
По собственным воспоминаниям, Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте. В 1906-1907 годах написала повесть (рассказ) "Четвертые", в 1906 году перевела на русский язык драму французского писателя Эдмона Ростана "Орленок", посвященную трагической судьбе сына Наполеона (ни повесть, ни перевод драмы не сохранились).
В печати произведения Цветаевой появились в 1910 году, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов - "Вечерний альбом".
Стихи "Вечернего альбома" отличались "домашностью", в них присутствовали такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками.
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (который стал одним из самых близких ее друзей).
Зимой 1910-1911 года Волошин пригласил Цветаеву и ее сестру Анастасию провести лето 1911 года в Коктебеле, где он жил. В Коктебеле Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном. В январе 1912 года Цветаева и Сергей Эфрон поженились.
В 1912 году вышел второй сборник стихов Цветаевой "Волшебный фонарь", его она посвятила мужу. Поэтизация быта, установка на дневниковый принцип, свойственные "Вечернему альбому", унаследованы стихотворениями, составившими вторую книгу поэта.
"Вечерний альбом" был очень доброжелательно встречен критикой. "Волшебный фонарь" был воспринят как относительная неудача, как повторение оригинальных черт первой книги, лишенное поэтической новизны.
В 1913 году Цветаева выпустила новый сборник - "Из двух книг". Составляя свою третью книгу, она очень строго отбирала тексты: из 239 стихотворений, входивших в "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь", были перепечатаны только 40.
На протяжении 1913-1915 годов произошла постепенная смена поэтической манеры Цветаевой: место трогательно-уютного детского быта заняли эстетизация повседневных деталей (например, в цикле "Подруга" (1914-1915), обращенном к поэтессе Софии Парнок), и идеальное, возвышенное изображение старины (стихотворения "Генералам двенадцатого года" (1913), Бабушке (1914) и другие).
В 1915-1918 годах Цветаева создала стихотворные циклы: "Стихи о Москве", "Бессонница", "Стенька Разин", "Стихи к Блоку" (которые были дописаны в 1920-1921 годах), "Ахматовой", "Дон-Жуан", "Комедьянт" и другие, а также пьесы "Червоный валет" и "Метель".
В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам Александру Блоку, Софии Парнок, Анне Ахматовой, посвященных историческим лицам или литературным героям - Марине Мнишек, Дон Жуану и другим, - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия.
Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым были подкреплены реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-1922 годах вместе с малолетними детьми она находилась в революционной Москве, в то время как ее муж Сергей Эфрон сражался в белой армии. Стихи 1917-1921 годах, полные сочувствия белому движению, составили цикл "Лебединый стан" (при жизни Цветаевой сборник напечатан не был, впервые опубликован на Западе в 1957 году).
С 1922 года Цветаева жила в эмиграции (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 года - Париж).
Эмигрантский, и особенно "чешский", период был одним из самых удачных в поэтической судьбе Цветаевой; проходили творческие вечера, вышло несколько книг: "Ремесло", "Психея" (обе - 1923), "Молодец" (1924), "После России" (1928). Цветаева написала трагедии на античные сюжеты: "Ариадна" (1924), "Федра" (1927), эссе о поэтах: "Мой Пушкин" (1937), "Живое о живом" (1933); мемуарные очерки: "Дом у Старого Пимена" (1934), "Мать и музыка" (1935), "Повесть о Сонечке" (1938); поэмы - "Поэма Горы" и "Поэма Конца" (обе - 1926); лирическую сатиру "Крысолов" (1925-1926). В 1930-х годах обострились ностальгические настроения: "Стихи к сыну", написан антифашистский цикл "Стихи к Чехии" (1938-1939).
В 1937 году Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежал из Франции в Москву. Летом 1939 года вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) Цветаева с сыном Георгием вернулась на родину. В том же году и дочь и муж Цветаевой были арестованы (Эфрон расстрелян в 1941 году, Ариадна после 15 лет репрессий была в 1955 году реабилитирована).
Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале Великой Отечественной войны в эвакуации в городе Елабуга (Татарстан), безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей.
31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Похоронили Цветаеву 2 сентября 1941 года на городском Петропавловском кладбище в городе Елабуге. Точное местоположение ее могилы неизвестно.
В октябре 1960 года сестра поэтессы Анастасия Ивановна Цветаева безуспешно искала могилу сестры и, не найдя, в южной части кладбища, где хоронили в 1941 году, установила крест. В 1970 году крест заменили гранитным надгробием.